В обычной жизни мы разделяем публичное и частное пространство, условную городскую площадь от условной уютной гостиной. К аналогичному разделению мы постепенно пришли и в онлайне: эксперты наблюдают усиление «приватных» функций, уход пользователей в мессенджеры и популярность Stories. Изменение паттернов поведения, многочисленные скандалы с утечками и с сомнительным использованием персональных данных — все это стоит за масштабными обновлениями Facebook, о которых глава компании Марк Цукерберг объявил на конференции F8.
Видение социальной платформы, которое Цукерберг описывает как privacy-focused, подразумевает: приватность дает людям свободу быть самими собой. Неудивительно, что самыми быстрыми способами наладить онлайн-коммуникацию являются мессенджеры, маленькие группы и сториз, заявил основатель Facebook. Глобальной же целью компании является создание экосистемы, в рамках которой пользователь найдет все необходимое — от общения до покупок.
Свежий дизайн
Новый дизайн Facebook получил название FB5. Его задача — сделать общение в соцсети более простым, быстрым и интуитивным. «Ядром» новой концепции являются сообщества: компания делает все, чтобы людям было легко находить единомышленников и поддерживать с ними связь. Сначала пользователи заметят изменения в приложении Facebook, потом соцсеть начнет обновлять десктопную версию сайта.
Дизайнеры обновили логотип Facebook образца 2013 года: теперь привычная белая f расположена не на синей квадратной подложке, а вписана в окружность голубого цвета. В десктопной версии больше «воздуха», белый цвет преобладает над синим, а вкладки мессенджера и групп соседствуют с видеосервисом Watch и разделом Marketplace. В последнем пользователь увидит подобранные специально товары и сможет оплатить их, не покидая соцсеть (пока такая возможность доступна только в США).
Сообщества на первом месте
Свою миссию Facebook видит в том, чтобы облегчить переход из публичного пространства в более «интимную» обстановку и подтолкнуть аудиторию к осмысленному общению. Соцсеть запустила ряд новых инструментов, упрощающих поиск релевантных сообществ и общение внутри групп. Например, в сообществах, посвященных здоровью, пользователи смогут анонимно задать вопрос или поделиться информацией — их имя не появится в публикации. В группах, где люди ищут работу, появится новый шаблон для размещения вакансий. Благодаря ему пользователи смогут сразу откликнуться на вакансию и связаться с работодателем через Facebook. В геймерских сообществах появится возможность создавать отдельные чаты для обсуждения различных тем, а в сообществах «Покупка/Продажа» зрители прямых трансляций смогут, не прерывая live, задать вопросы продавцу и оформить заказ.
В целом в ленте новостей станет больше контента, опубликованного в группах, а разместить пост в сообществе можно будет непосредственно из хроники. Соцсеть полностью перекроила вкладку с группами, превратив ее в персонализированную ленту, где пользователь сможет следить за обновлениями в своих сообществах. Кроме того, новая система рекомендаций предложит ему потенциально интересные группы. Рекомендации также появятся во вкладках Marketplace, Игры, Facebook Watch и других.
Найти свою любовь
Сервис знакомств Facebook Dating стал доступен еще в 14 странах и обзавелся новой функцией Secret Crush. Она позволяет добавлять в секретный список до 9 человек, к которым пользователь испытывает симпатию. Если симпатии совпадут, произойдет match как в Tinder, а пара получит соответствующее уведомление.
Завести друга
Meet New Friends создана для поиска друзей, с которыми пользователя связывают общие интересы. Facebook предложит подружиться с людьми, учившимися с пользователем в одной школе или проживающих в том же городе, либо состоящих в тех же группах.
Подобрать мероприятие на любой вкус
Обновленная вкладка «События» станет полноценным гидом по развлечениям. Она покажет, что происходит поблизости, поможет с выбором интересного мероприятия и с планированием, а также облегчит поиск новых мест.
Messenger: связать аудиторию, бизнес и разработчиков
Значительным изменениям подвергся Messenger. Разработчики сервиса, которым пользуются более 1,3 млрд пользователей в месяц, полностью пересмотрели его архитектуру. В результате приложение стало более быстрым и легким. Обновленный мессенджер, как и первую десктопную версию под Windows и MacOS, обещают «выкатить» в течение года.
Из новшеств также стоит упомянуть функцию совместного просмотра видео и выделение некого пространства для общения с самыми близкими людьми. Внутри Messenger родственники и друзья смогут общаться, делиться между собой Stories и указывать, кто именно может видеть данный контент.
Messenger подготовил нововведения и для бизнеса. В Ads Manager появятся шаблоны объявлений с призывом отправить сообщение бренду. Задав ряд вопросов пользователю, рекламодатель сможет лучше узнать потенциальных клиентов. Второе новшество — возможность запланировать встречу или визит прямо в приложении, например к автодилеру или стилисту.
WhatsApp уходит в e-commerce
В WhatsApp появится каталог товаров и платежный инструмент. Как заявил Цукерберг, вскоре отправить перевод в мессенджере будет так же просто, как переслать фото. В первую очередь выиграет от этого малый бизнес, который не может позволить себе запуск собственного интернет-магазина. Ранее Марк Цукерберг заявил аналитикам, что для Facebook и его «дочерних» сервисов основным источником доходов должны стать e-commerce и платежи, а не реклама.
Пользователей же, которых тревожат вопросы безопасности, должно успокоить внедрение end-to-end шифрования.
Instagram — развлекайтесь и покупайте
Платформа движется в сторону e-commerce семимильными шагами. Запущенная в марте функция оформления заказа Instagram Shopping теперь доступна в аккаунтах блогеров. Инфлюэнсеры смогут размещать у себя теги товаров, чтобы покупателю не приходилось совершать лишние телодвижения. Среди первых партнеров — Ким Кардашьян и Кайли Дженнер.
У сервиса также обновится камера, в ней появится режим Create Mode, для которого необязательно снимать фото или видео. В Stories официально запущены стикеры для сбора пожертвований, которые Instagram анонсировал в начале года. С их помощью можно собирать средства на любые благие цели.
Александр Ярощук, директор по развитию MediaGuru
Всего за несколько дней до презентации нового Facebook мир потрясла новость о начале очередного расследования в отношении соцсети со стороны Ирландии, Канады и США. На кону 4% от годовой выручки Facebook, что в денежном эквиваленте составит несколько миллиардов долларов. Претензии неизменны — некачественное хранение и переработка персональной информации.
Чем отвечает соцсеть? Как раз тем, чем нужно: снижением вероятности манипуляции вашим вниманием злоумышленниками. Facebook переосмыслил методы подбора контента во всемогущую новостную ленту. Ранее он рассматривал каждого пользователя как отдельного издателя, группы издателей при желании меняли точку зрения миллионов читателей (вспоминаем выборы президента США). Теперь контент будет заполняться новостями в том числе из ваших больших и маленьких частных сообществ, они находятся вне зоны зрения общественности. Также Facebook возобновляет функцию адресной книги, календаря событий, что для стареющей аудитории может стать прекрасным поводом восстановить утраченные связи с одноклассниками.
Новый дизайн нахожу удачным (давно раздражала синяя вкладка сверху): теперь вижу много чистого пространства, крупные заметные кнопки, возможность менять оформление под разные цветовые подложки.
Изменения своевременные, надо понимать, что соцсеть — это огромная машина, где каждый апдейт сопряжен с колоссальными внутренними изменениями. Последние скандалы не повлияли на биржевые котировки Facebook, акционеры понимают — альтернативной соцсети в мире нет.