В ближайшие два года фармкомпании намерены плотнее взаимодействовать с медицинским персоналом для продвижения препаратов. Под взаимодействием подразумеваются научные конференции, привлечение врачей к проведению клинических исследований и пр., сообщает «Коммерсант» со ссылкой на опрос Deloitte, проведённый среди 66 российских и зарубежных фармкомпаний в 2019 году.
Большая часть фармацевтических компаний предпочла маркетинговым бонусам взаимодействие с врачами, которые непосредственно назначают препарат. Это становится особенно актуальным в условиях роста продаж рецептурных лекарств. Ставить в приоритет работу с персоналом намерены 70% опрошенных, что на 40% больше, чем годом ранее. По словам партнера Deloitte Олега Березина, производители понимают, что стимулирование сбыта путем выплаты вознаграждения за соответствующие услуги или бонусов аптекам далеко не всегда эффективно.
Взаимодействие с врачами наиболее выгодно именно производителям оригинальных дорогостоящих препаратов для лечения более сложных заболеваний, защищенных патентами. На конференциях и в специализированных изданиях разрешается упоминать только международное непатентованное наименование, а не конкретные бренды, отмечает Березин. Поэтому продвижение дженериков, которые выпускаются несколькими производителями под разными торговыми наименованиями, через медицинских работников зачастую не очень эффективно.
Заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков напоминает, что помимо бонусов за продажи производители платят аптекам за места на полках, а также приоритетную рекомендацию потребителю и иные услуги, которые не гарантируют продажи. В условиях падения доходов пациенты вынуждены экономить, отказываясь, как правило, от так называемых более легких, безрецептурных препаратов. В результате в аптеках стали активнее расти продажи рецептурных лекарств, назначаемых врачами, и взаимодействие с медицинским персоналом в этом случае эффективнее, считает он.
В России с 2020 года должна стать обязательной маркировка для лекарств. В течение 2019 года участие в системе маркировки добровольное. После экспериментального периода будет принято решение об обязательности для всех участников рынка. По данным Deloitte, 58% компаний считают, что маркировка окажет положительное влияние на отрасль.