Федеральная антимонопольная служба (ФАС) раскритиковала законопроект о создании единого оператора цифровой наружной рекламы. В ведомстве считают, что его принятие ухудшит положение всех участников рынка цифровой рекламы. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ходом обсуждения документа.
По его данным, ФАС имеет претензии как к содержательной, так и к технической сторонам законопроекта. По мнению регулятора, поправки, касающиеся классифайдов, выходят за рамки действующего закона о рекламе, поскольку неочевидным для ведомства является предложение об объединении под началом одного оператора наружной цифровой рекламы и объявлений в интернете.
В случае принятия законопроекта отсутствие конкуренции приведёт к росту стоимости рекламы и конечных продуктов, считают в ФАС. По словам собеседника агентства, регулятор также не согласен с тем, что документ предлагает возложить контрольные функции на частную компанию, которая сама является владельцем рекламных конструкций. Кроме того, в рамках закона о рекламе контроль за её содержанием и так уже осуществляется антимонопольным ведомством.
Регулятор также раскритиковал положение о том, что единый оператор сможет без торгов заключать договоры на размещение цифровой рекламы сроком до 30 лет. Для других владельцев рекламных конструкций срок составляет 5−10 лет. По словам источника, ФАС считает тридцатилетний срок чрезмерным. Среди прочего он превышает срок службы транспортных средств, на которые может устанавливаться реклама. Кроме того, длительные контракты будут препятствовать вхождению на рынок малого и среднего бизнеса.
Ещё в числе претензий к законопроекту — отсутствие обязанности единого оператора согласовывать размещение рекламы с региональными властями, а также соблюдать ГОСТы в отношении рекламных конструкций на недвижимом имуществе.
В целом, как отмечает собеседник «Интерфакса», ФАС считает, что создание единого оператора может привести к прекращению деятельности других игроков в регионах с наиболее привлекательными местами расположения рекламы, так как они перейдут к привилегированному игроку.
15 июля депутаты приняли в первом чтении законопроект о внесении изменений в закон «О рекламе» — о создании единого оператора цифровой наружной рекламы. Он был внесённа рассмотрение в Госдуму 8 июля. Автором проекта закона выступил зампредседателя комитета по экономической политике Артём Кирьянов. Он считает, что появление единого оператора поможет создать «качественный и удобный» отечественный сервис для граждан и компаний. Рекламодатели смогут размещать информацию на улицах и в интернете в рамках экосистемы единого оператора.
Согласно законопроекту, единый оператор будет устанавливать и эксплуатировать цифровые рекламные конструкции, создаст информационный ресурс для размещения информации на них, а также на электронных досках объявлений в интернете. Кроме того, размещение цифровой наружной рекламы, рекламы на транспортных средствах будет возможно только через единого оператора.
Однако игроки российского рынка диджитал-наружки высказались против предлагаемых изменений. По их мнению, создание единого оператора приведёт к монополизации рынка, а также к дополнительным финансовым затратам.