Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассмотрела и направила на доработку стандарты взаимодействия между маркетплейсами и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ), пишет Forbes.
Такой ответ был в письме замглавы ФАС Петра Иванова, отправленного в адрес Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), которая выступила одним из разработчиков стандарта.
Весной, после протестов сотрудников ПВЗ Wildberries участники рынка электронной торговли подготовили документ — стандарты работы маркетплейсов и владельцев пунктов выдачи заказов. В них отмечено, что маркетплейсы обязаны уведомлять партнёров обо всех изменениях оферты не менее чем за 14 дней, прописан запрет на применение штрафов задним числом, изменение системы рейтингов, а также начисление штрафов только при наличии доказательств вины или в случае, если ПВЗ не оспорил эту вину за семь дней и другие.
Замглавы ФАС утверждает, что документ нарушает основной принцип взаимодействияи участников коммерческого оборота — равенство сторон. Например, в документе нечетко прописаны сроки и процедура уведомления об изменениях в офертах для пунктов выдачи заказов, срок в 30 дней, в течение которых предлагается рассматривать конфликтные ситуации, не соответствует «условиям оперативности», кроме того, не указаны сроки рассмотрения претензий, касающихся работы маркетплейсов, а владельцам ПВЗ дано лишь семь дней для того, чтобы опровергнуть штрафы.
В службе считают, что отдельные пункты стандартов «дают риски злоупотреблений со стороны маркетплейсов». В ФАС предлагают уточнить за какие нарушения маркетплейсы могут штрафовать владельцев ПВЗ. Также регулятор настаивает, что площадки должны заранее уведомлять партнёров обо всех удержаниях.
В Ассоциации компаний интернет-торговли предложения считают корректными, планируют доработать стандарты и надеются принять их к конце сентября.
Однако председатель Ассоциации участников рынка электронной коммерции Алексей Кременсков отмечает, что по вопросам, касающихся штрафов, их взимания и оспаривания владельцам ПВЗ и маркетплейсам не удаётся до сих пор договориться.
«Во всём в конечном счёте оказывается виноват ПВЗ. Главное, за что штрафуют ПВЗ, — это подмены и брак. Маркетплейс только штрафует, а ПВЗ должен искать и предоставлять доказательства своей невиновности. Почему именно мы постоянно должны доказывать, что мы не верблюды? Мы малый бизнес. У маркетплейсов гораздо больше возможностей, программного оборудования и других инструментов, чтобы проследить проблему по цепочке и наказать виновного. Но зачастую штраф просто накладывают коллективно», — говорит Кременсков.
Разработанный стандарт должны была принять комиссия Минпромторга 4 июля 2023 года.
Конфликты между владельцами ПВЗ и Wildberries начались в марте 2023 года из-за новой системы штрафов.