На днях итоги подвел VIII-й международный фестиваль креатива без границ — «Фейкстиваль». Среди победителей: иконки-«пиконки» с учеными, клейкая лента и «прощальный набор» для увольняющихся.
С 2011 года организаторы фестиваля — PUNK YOU BRANDS — награждают самые креативные рекламные проекты своих коллег. Проекты действительно можно назвать самыми креативными, ведь большинство из них не ограничены рамками брифа и могут существовать даже на уровне концепции.
Мы говорим «большинство», потому что с этого года было принято решение допускать к участию не только «фейковые» (несуществующие) кейсы, но и вполне реальные.
О том, как относиться к такому несерьезному фестивалю, и действительно ли он несерьезный, мы узнали у члена жюри «Фейкстиваля» Фары Кучкарова.
Фара Кучкаров, директор по стратегии Depot WPF
Цель фестиваля — снабдить дизайнера каким-никаким портфолио, подтверждением его профессионализма, позволить проверить себя. В конце концов, «застолбить» за собой хорошую идею.
Знаю случаи, когда работы-участники в итоге продавались реальным клиентам. Знаю точно, что при креативных штурмах многие коллеги (и мы в Depot WPF в том числе) смотрят на out-of-the-box идеи. Что-то адаптируют, чем-то вдохновляются. Но я фестиваль уже не считаю несерьезным, потому что именно стебных проектов становится все меньше (в отличие от первых лет), а серьезных и классных идей — все больше.
В 2018 году одна номинация осталась без победителей. Лучшие работы на тему импортозамещения выделить не смогли уже на уровне составления шорт-листов.
Гран-при
Корпоративный календарь 2ГИС
Номинация: лучшая работа, сделанная без применения компьютера
Автор: Дмитрий Вершинин
Проект создавался для крупной ИТ-компании в качестве подарка для сотрудников. Все иллюстрации состоят из сотен мелких деталей, вырезанных и склеенных вручную.
Автор хотел подчеркнуть уникальность подхода 2ГИС к данным, которые собираются и проверяются сотрудниками, а не автоматически.
Каждый месяц календаря рассказывает о какой-то функции приложения: от выстраивания маршрута до поиска ближайшего банкомата, но через призму покорения космоса.
Эпик фейк
Номинация: лучшая упаковка
Автор: LOCO studio
NORD STREAM — серия консервированных изделий. Бренд представлен линейкой из пяти видов морепродуктов: сардины, копченые мидии, краб, осьминог и кальмар.
Каждый вид упаковки имеет свою графическую и цветовую идентификацию. Упаковка взаимодействует с покупателем за счет анимации, основанной на принципе работы муарового узора.
Пиконка
Номинации: лучшая возмутительная работа (18+), лучшая работа с зашкаливающим градусом фестивальности
Автор: Kexit
9 великих ученых на страже вашего здравого смысла. Личная мифическая защита для авто или холодильника.
Клейкая лента «И ТАК СОЙДЁТ»
Номинация: лучшая работа для выдуманных брендов
Автор: Coruna Branding
Представьте, что до поезда осталось 20 минут, а молния на сумке предательски разошлась. Или соседские ребята нацарапали что-то на вашей̆ машине.
Тратить время на полноценный ремонт хочется не всем, но и оставлять «такую неприкрытую красоту» желания тоже не возникает. По словам креативной команды, решение появляется так же внезапно, как бакланы на «Зенит-Арене» — клейкая лента «И так сойдёт».
Магнетик стар
Номинации: лучшая работа для реально существующего бренда, лучшая упаковка
Автор: Алексей Сеоев
Упаковка для металлической грунтовки — покрытия, содержащего частицы железа. Такой состав наносится на различные поверхности для приобретения ими магнитных свойств.
В основе этикетки лежит идея стилизации под обложку альбома музыкальной группы, играющей металл. Визуальная игра, основанная на созвучии продукта с названием музыкального направления.
Идею раскрывает фантастическая легенда бренда: «Каждая струна до самых глубин своего стального сердечника мечтает о грубых гитарных риффах, безудержном драйве и переполненных восторженными фанами залах. Однако те металлические нити, что испытали натяжение на легендарных электрогитарах, ветераны сцены, уставшие от бешеного ритма, мечтают о другом. Им видится, как их последним аккордом становится апокалиптический жар плавильной печи, который расщепляет их на атомы чтобы дать второе рождение в магнитном грунте Magnetic Star. Металлическом покрытии с сильной тягой к творчеству».
Секретная Испорченная Служба. Антидедлайн
Номинация: лучшая социальная работа (реклама)
Автор: Иван Клейменичев
Выдуманный сервис для дизайнеров, клиентских менеджеров и всех работающих в отрасли дизайна и брендинга.
Если сроки кончились, сервис позволяет скачать файл любого популярного расширения, присвоить ему имя и отправить клиенту. Сервис гарантирует, что файл будет поврежден и не будет открыт или восстановлен ни при каких обстоятельствах. Таким образом, создатели позволяют вам выиграть немного времени, когда все сроки сгорели.
Огромное количество людей отреагировало на него вполне серьезно, и очень скоро появилось несколько реальных подобных этой идее онлайн-сервисов.
За 5 дней шутку увидело и поделилось несколько десятков тысяч человек.
Прощальный набор «Проваливай»
Номинация: лучшее селфпромо
Автор: Just look
Креаторы признаются, каждый раз, когда в студии кто-то решает отправиться в «свободное плавание», они сидят в чате, гадая, что же ему подарить на прощание.
Из подобной любви и заботы о коллегах родился прощальный подарочный набор «Проваливай», символом которого стал один из жителей нашей стены — кот [цензура: плохой кот, потому что ушел].
Русалочий маскарад
Номинации: лучшая возмутительная работа (18+), лучшее селфпромо, лучшая работа для алкоголя, сигарет и рок-н-ролла, лучшая упаковка
Автор: NovaBrand
Хвост русалки, когда она здорова, всегда влажен, а нос прохладен. В горькой, как вкус крафтового IPA, тоске одиноко проводит она дни в роскошном пентхаусе. Там, ожидая возвращения с регаты своего яхтсмена из первой сотни Forbes, она слушает шум океана в огромной раковине и топит свою грусть в бокале пенного напитка.
Ее возлюбленный обещал ей дайвинг на Галапагосских островах и даже маскарад в Рио, однако за окном холодная мурманская зима, и ждать тепла еще ой как долго.
Mermaid masquerade — новогодний подарок дизайн-студии своим клиентам. Крафтовое пиво ограниченной серии с горечью несбыточных фантазий и дурманящим ароматом приключений.
BLACK OUTSIDE — WHITE INSIDE
Номинации: лучшая работа с зашкаливающим градусом фестивальности
Автор: Рустам Усманов
Проект представляет собой серию упаковки шоколада. Идея базируется на специфике конструкции шоколада: Снаружи — чёрный, внутри — белый, и наоборот.
Дизайнер провел метафору от этой специфики шоколада к теме цвета кожи, затем тщательно отобрал известные образы, чья биография наиболее остро связанна с этой темой.
Авторы проекта утверждают, в составе шоколада нет ни грамма расизма.
Ремень бесконтактной оплаты Paybelt от «Альфа-Банка»
Номинации: лучшая работа для реально существующего бренда, лучшее видео
Автор: BlackLight
Кейс Paybelt был придуман для продвижения молодежной карты NEXT от «Альфа-Банка» к 1 апреля.
К счастью (или к сожалению), многие клиенты и сами сотрудники «Альфа-Банка» поверили в реальность рекламируемого продукта — ремня для бесконтактной оплаты Paybelt — и оставили более 1000 заявок на сайте и в колл-центре.
Видео набрало 2 715 000 просмотров в VK, 178 000 — в Facebook, 1 713 000 — в «Одноклассниках» и 50 000 — на YouTube.
Операция выполняется
Номинация: лучшее видео
Автор: Игорь Готт
Если ваш банкомат разговаривает с вами, то наверняка он зелёного цвета. Как и персонажи этого видеоклипа.
Креатор Игорь Готт признается, он не является клиентом «Сбербанка», но, услышав, как разговаривают их банкоматы, ему стало очевидно: голосовой интерфейс надиктовывает припев танцевального хита. Такому добру нельзя пропадать, и он написал песню и забацал анимационный видеоклип.
Машины тоже требуют любви и хорошей музыки. В следующий раз, когда будете снимать наличные, пританцовывайте в ритм синтетического голоса вашего любимого банкомата.
Рекламный принт для батареек Durasell
Номинации: лучшая работа для реально существующего бренда, лучшая печатная реклама
Автор: Владислав Казаков
Гиперболизированный принт о том, что батарейки Durasell гораздо мощнее, чем кажутся на первый взгляд.
Продукты 24
Номинации: лучшая работа для того, что не нуждается в рекламе, лучшая айдентика
Автор: арт-группа Ашота
В каждом городе, поселке и деревне России работает самая известная и самая большая в стране сеть магазинов «ПРОДУКТЫ 24». Но у этой огромной сети есть одна проблема, она не знает, что она — СЕТЬ.
По законам природы и маркетинга каждая сеть магазинов должна иметь все атрибуты бренда: логотип/фирстиль/гайдлайн и далее по списку. У сети «ПРОДУКТЫ 24» нет таких атрибутов. Арт-группа Ашота решила исправить эту несправедливость.
Кофейный коктейль Lactobar
Номинация: лучшая упаковка
Автор: Юлия Вязанкова
Покупая молочный коктейль в магазине, потребитель должен довольствоваться тем сочетанием вкусов, что ему предлагают производители. Упаковка молочного коктейля «Lactobar» позволяет самому создавать коктейли.
Кофейный молочный коктейль «Lactobar» состоит из трех частей: кофе, молоко и сиропы на выбор. В ассортименте три сиропа: ванильный, карамельный и шоколадный.
Все части коктейля соединяются с помощью крышек. Для того, чтобы сироп, молоко и кофе смешались достаточно вставить трубочку, которая разорвет мембраны между коробками. Более высокая плотность сиропа и молока в верхней части упаковки позволяет ингридиентам равномерно распределиться.
Лабораторная посуда ручной работы
Номинация: лучшие рекламные кампании
Автор: Виктор Белозор
Химическая посуда из фарфора является расходным материалом любой исследовательской лаборатории, когда неизбежен контакт с агрессивной средой и/или высокими температурами. Она проста в исполнении и востребована при проведении аналитических операций.
Нарочитая художественность изделий, предназначенных для работы в самых жестких условиях, показывает верность качеству и традициям производства лабораторной химической посуды.
Расписанные изделия высылаются клиентам в качестве сувениров на День химика, Новый Год и 8 марта. Часть изделий распространяется на специализированных выставках и семинарах. Часть изделий вкладывается вместе с обычным заказом, как марка качества и защита от подделок наряду с фирменным клеймом завода.
IKEA GO
Номинация: лучший диджитал
Автор: Анна Максимова
Ходить с детьми по магазину сложно, особенно если это ИКЕА: они бузят, скидывают товары и играют в прятки. В своем проекте Анна предлагает занять их полезной игрой.
Приложение IKEA GO позволяет составить список покупок, который будет интегрирован в карту магазина. На пути к товару будут возникать препятствия — AR-монстры, которых необходимо собрать в свой digital-зоопарк.
Олег Платит?
Номинации: лучшие рекламные кампании, лучший диджитал
Автор: Алексей Бирюков
Банки знают все о вас, ну почти все. Поэтому с легкостью определит действующий клиентов и их капитал.
Автор поясняет, работа с того самого конкурса, когда «Олежка решил всех кинуть».
В какой-то момент кажется, что представленные «фейк-концепции» гораздо интереснее реально существующих кейсов этих или аналоговых брендов. Фара Кучкаров поясняет, почему же они тогда не становятся официальными проектами.
Фара Кучкаров, директор по стратегии Depot WPF
Отличие «Фейкстиваля» от реальной жизни как раз в отсутствии реального брифа. Как правило, у клиентов довольно индивидуальные потребности. А проекты на «Фейкстивале» имеют очень короткий бриф, который не учитывает массу «живых» нюансов.
Конечно, участники сами расписывали себе брифы, и я их читал при жюрении. Но это все равно высосанные из пальца задачи. Результаты некоторых работ — вполне себе рабочие проекты, которые легко можно представить в жизни, но строить прямую корреляцию я бы все же не стал. Да и зачем проводить такие параллели, если можно просто насладиться хорошим креативом без лишних условностей?