Россия стала лидером по темпам прироста онлайн-продаж товаров повседневного спроса (FMCG) в мире по итогам 2022 года. Темпы денежных продаж в канале электронной торговли в стране увеличились на 44%. Это в пять раз больше средних значений на глобальном рынке (8,3%). При этом доля онлайна в структуре российского ритейла в 2022 году выросла до 7,3% по итогам года. Об этом сообщается в исследовании NielsenIQ, которое есть в распоряжении Sostav.
«На мировом рынке FMCG главным трендом электронной коммерции в настоящий момент становится замедление продаж: общая динамика онлайн-торговли снизилась вдвое: с 16,2% в 2021 году до 8,3% в 2022-м. Однако сокращение темпов не связано с потерей интереса потребителей к каналу, а происходит за счёт того, что электронная торговля перешла в новую фазу развития. На российском рынке онлайн-канал остаётся самым динамичным в том числе благодаря тренду на экономию — покупатели продолжают сравнивать цены на большинство продуктов и находить более выгодные предложения онлайн», — пояснил директор по работе с ритейлером NielsenIQ Константин Локтев.
По его словам, одновременно с этим ритейлеры пересматривают бизнес-модели «для оптимизации экономики бизнеса» (развитие сервисов экспресс-доставки и самовывоза, переключение на работу с локальными поставщиками, расширение числа дарксторов и так далее) для того, чтобы добиться большей прибыльности продаж.
В России самыми быстрорастущими сегментами FMCG в онлайн-канале стали средства для стирки и предметы гигиены. По данным аналитиков NielsenIQ, за 2022 год онлайн-продажи средств для стирки увеличились на 96,8% год к году, предметов женской гигиены — на 96,1%. На 79,9% вырос спрос на средства по уходу за телом, на 67,9% — на средства для полости рта и бритья, на 65,8% — на средства для уборки.
Уувеличение спроса на бытовую химию и средства гигиены в онлайн-канале отмечается в условиях сокращения ассортимента этих категорий во всех офлайн-точках продаж. В прошлом году, по данным NielsenIQ, лидерами по темпам прироста онлайн-продаж FMCG были снеки и холодные напитки.
Ранее NielsenIQ представило исследование, согласно которому, номинальный рост FMCG-рынка в России в 2022 году составил 13,6%. Отмечалось, что показатель обусловлен инфляцией в 17%, а вклад реального потребления снизился на 3,4%. Объёмы продаж FMCG-рынка достигли самых низких показателей с момента кризиса 2014−2015 годов.