Интерес к подкастам среди российских пользователей стремительно растет. За последний год количество упоминаний подкастов в социальных медиа увеличилось в 4 раза: если в августе 2018 года объем сообщений по этой теме составлял 31 тыс., то в августе 2019 — уже 124 тыс. Brand Analytics проанализировали все эти сообщения и выяснили, кто, где и когда слушает подкасты. И причем здесь американский мастер боевых искусств?
Как вы представляете себе типичного слушателя подкастов? Brand Analytics посчитали — чаще всего подкасты слушают мужчины — 55%. Подкасты популярнее всего у аудитории 25−34 лет — это 37% пользователей. На втором месте по популярности аудитории 18−24 лет и 35−44 лет — никаких сюрпризов. В каждой группе подкасты слушают около 19%.
Подкасты появляются везде, где пользователи привыкли к видео- и аудиоконтенту. Интересно, что популярными среди слушателей становятся не специализированные сервисы и приложения, а привычные, знакомые площадки. Так, YouTube стал самым популярным местом для прослушивания подкастов среди российских пользователей — он встречается в 26% сообщений по теме. На втором месте платформа для прослушивания музыки Soundcloud — она встречается в 15%. Подкасты в специализированных приложениях — Apple Podcasts и VK Podcasts упоминаются с примерно одинаковой частотой, и это по 14%. При этом Apple Podcasts — самое популярное приложение для прослушивания подкастов среди американцев. А подкаст-платформа от социальной сети Вконтакте появилась только в прошлом году. За последний год платформу для подкастов представил и Яндекс, хотя пока люди идут туда менее охотно, чем в названную социальную сеть.
На первом месте по количеству упоминаний подкаст американского комика и мастера боевых искусств Джо Рогана. Это один из самых популярных подкастеров в мире, его записи можно послушать как в оригинале, так и в русском дубляже. Почему-то именно этот зарубежный подкаст больше всего нравится российскому слушателю. Далее идут подкасты российских медиа — Meduzа, Arzamas, Лайфхакер, Русская служба BBC и Маяк.
При этом, если посмотреть, какие тематики обсуждают пользователи, оказывается, что особой популярностью пользуются подкасты про спорт — 14% упоминаний. Примерно такому же количеству людей интересно послушать про литературу — 13%. Многие эксперты отмечают, что любители аудиокниг теперь переходят слушать подкасты. Меньше всего упоминаний было про биологию и — на удивление — кино.
Обсуждают подкасты чаще всего Вконтакте — в этой социальной сети встречается 61% сообщений по теме. В Facebook и Twitter сообщений заметно меньше — 14% и 10% соответственно. А вот на самой популярной площадке для подкастов — YouTube — обсуждений о формате не очень много — только 5% от всех постов. Хуже только в Одноклассниках.
Чаще всего подкасты слушают в дороге (в общественном транспорте или за рулем). На втором месте по упоминаниям — прослушивание подкаста в процессе изучения языка. Это объясняет почему на первом месте подкаст Джо Рогана, а в топе — TED. Также многие слушают подкасты во время прогулок, занятий спортом, пока отдыхают или убираются. Из этого можно сделать вывод, что прослушивание подкаста — процесс более интимный, чем той же музыки. Люди предпочитают обращаться к ним в ситуациях, когда находятся одни. Иногда пользователи слушают подкасты на работе, хотя это и отвлекает их от основного занятия. Совсем редко — включают их во время болезни.