Депутат Госдумы Игорь Зотов внес ряд законопроектов с поправками в ФЗ «О рекламе». Один из них предусматривает снятие ограничений, связанных с преимущественным положением в сфере распространения наружной и ТВ-рекламы на федеральных каналах. Он исключает из закона норму о 35%, превышение которой признается доминированием. Данное ограничение доказало свою нежизнеспособность, говорится в пояснительной записке.
Указанные значения экономически не обоснованы, они не соответствуют особенностям функционирования рынков наружной и телевизионной рекламы, считает депутат. По мнению Зотова, в Москве и Санкт-Петербурге отдельные игроки могут занимать доминирующее положение и при наличии доли менее 35%.
С другой стороны, в малонаселенных муниципальных образованиях могут существовать два-три игрока, которые однако не занимают доминирующего положения. Они не оказывают решающего влияния на общие условия обращения товара, не имеют возможности устранять конкурентов или затруднять доступ на рынок другим компаниям.
На ТВ ограничение необоснованно, поскольку не отвечает потребностям телеканалов в получении наиболее качественного сервиса по размещению рекламы. Наличие 35-процентного порога не способствует развитию рынка рекламных услуг, а наоборот, приводит к его стагнации.
Если законопроект будет принят, то регулирование экономической концентрации вернется в сферу действия закона «О защите конкуренции». Это позволит Федеральной антимонопольной службе устанавливать нарушения с учетом реального состояния конкуренции, отмечает Зотов.
Норма в 35% появилась в законе в конце 2009 года. На тот момент крупнейший селлер ТВ-рекламы в России - группа Vi (ранее «Видео Интернешнл») работала с 13 телеканалами, а ее его доля существенно превышала допустимый порог и достигала в 2008–2009 годах 70%. Чтобы вписаться в новое законодательство, селлер сохранил контракты с восемью клиентами, а пяти каналам стал оказывать консультационные услуги.
Согласно последним данным ФАС, в 2012–2013 годах группа Vi заняла 34,6% рынка при национальном размещении ТВ-рекламы и 27,98% — при региональном размещении. В 2010–2011 годах группа «ВИ» занимала 38,4% рынка при национальном размещении ТВ-рекламы и 24,6% – при региональном. Однако ФАС не признала факт нарушения, так как лимит действует с 2011 года. В 2011-2012 годах доля «ВИ» составляла 34,33% при национальном размещении рекламы и 27,8% - при региональном размещении.