На рубеже марта и апреля мы все осознали, что «нет ничего более постоянного, чем временное»: наша самоизоляция продлится до конца месяца, а вирус, вероятно, задержится еще на несколько месяцев и продолжит влиять на нашу повседневную жизнь. Директор по развитию бизнеса и продуктового портфеля GroupM Лада Кудрова рассказывает, как новая реальность повлияла на медиапотребление и покупательские привычки россиян.
ТВ объединило всю страну у экранов
Наблюдается невероятный рост телесмотрения (на 30−40%) во всех возрастных группах, причем как за счет увеличения времени просмотра, так и за счет его «ежедневности», а не «от случая к случаю», в том числе и среди труднодостижимой и коммерчески востребованной аудитории «молодых мужчин» (еженедельный охват вырос на 16%), а также «работающих мам с детьми» (6%), «платежеспособных потребителей» (9%)
Еще пару месяцев назад никто не мог рассчитывать на такую уникальную возможность обратиться сразу ко всей стране. Прямо сейчас мы видим, что стирается грань между буднями и выходными — график телесмотрения выровнялся.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года мы не видим сезонного падения. Обычно с восстановлением теплой погоды стараются проводить больше времени на улице — соответственно, ТВ-смотрение падает, но в этом году все иначе.
По данным Nielsen, потребители настраиваются на длительную борьбу с вирусом и его экономическими последствиями. 74% ожидают, что вирус останется на пять месяцев. 89% уверены, что после окончания пандемии российскую экономику ждёт кризис, с последствиями которого придётся разбираться полтора года.
15% опрошенных стали чаще пользоваться сервисами онлайн-покупок товаров повседневного спроса.
Покупательское поведение тоже нарушило все тренды, и после нескольких недель «закупок впрок» макарон, круп, консервов и туалетной бумаги покупатели «замедлились» и переключились на свежие продукты, вспомнили о том, насколько важно высокое качество, что отодвигает интерес покупателей к промо на второй план.
Во время самоизоляции многие захотели «подсластить» жизнь: категория шоколада выросла на 315%, шоколадные драже — на 227%, шоколадная паста — на 176%.
А судя по массовым закупкам муки, многие решились на кулинарные подвиги.
Что же обсуждают люди в самоизоляции?
Как и раньше, обсуждения в социальных сетях отражают настроения в обществе. За последнюю неделю в России количество постов и уровень вовлеченности по теме коронавируса продолжили расти с еще большей скоростью: +5.3 млн упоминаний за неделю, +30% в аудитории и вовлеченности.
Фокус социальной дискуссии сместился с обсуждения «гречки» на то, что посмотреть в онлайн-кинотеатрах и какие подкасты послушать. И как ни странно, тема спортивных занятий дома пока не стала популярной в России (в отличие от других стран).
А с практической стороны медиапланирования мы давно не видели столько привлекательных и креативных предложений от поставщиков и партнеров поддержать рекламодателя и предоставить дополнительные возможности продолжить диалог с потребителем.