Без качественной аналитики HR-процессов невозможно построить сильную и эффективную команду. Аналитики из Convergent Media Group нашли новое применение пирамиде метрик. Этот метод сейчас набирает популярность в продуктовой сфере благодаря аналитику Елене Серегиной. Команда CMG разработала свою пирамиду метрик для HR, и вот что из этого получилось.
Пирамида метрик: что это за метод?
Пирамида (или иерархия) метрик — метод, который позволяет смотреть на показатели в системе, а не по отдельности. Метод популярен в продуктовой аналитике и построен на взаимосвязях метрик — основных количественных показателей бизнеса. Пирамида метрик позволяет осознанно управлять изменениями одних метрик, не ломая другие.
Метрики пирамиды мы разбили на три уровня: уровень бизнеса, экономический и HR-уровень.
Пирамида HR-метрик позволяет:
- Понять, почему изменилась ключевая метрика
- Стратегически подходить к переменам в HR
- Отслеживать, как изменения в метриках на нижних уровнях могут влиять на ключевую метрику, и не допускать негативных изменений
- Сосредотачиваться на комплексном развитии HR, а не только на одной метрике.
Важно:
- Для качественной HR-аналитики необходимо учитывать взаимосвязи между метриками
- Пирамида метрик поможет понять, как потенциально принятое решение повлияет на цели компании
- Важно регулярно проверять актуальность пирамиды и вовремя корректировать её
- Корректировать метрики нужно так, чтобы в результате ключевая метрика улучшилась.
Как работает пирамида HR-метрик?
В пирамиде HR-метрик мы выделяем три последовательных уровня (от низшего к высшему): функции HR, экономики и бизнеса.
Уровень бизнеса (Business)
Как оценить влияние сотрудника на прибыль компании? Сравнить то, сколько денег он приносит компании, и затраты на него. Это позволяет метрика «ROI of human capital», или возврат от инвестиций в человеческий капитал.
Это важнейший показатель для любого бизнеса, а значит, он располагается на вершине пирамиды и становится North Star Metric (или ключевой метрикой). На уровнях ниже располагаются HR-метрики, которые влияют на прибыль от сотрудников и на затраты на них.
Экономический уровень (Economics)
Экономический уровень для пирамиды HR-метрик включает в себя пять основных метрик: все они приведены на инфографике ниже.
HR-уровень
Все метрики этого уровня условно делятся на четыре блока и влияют друг на друга. Популярный метод для оценки — опросы, которые помогут определить, например, уровень вовлечённости, удовлетворённости и лояльности сотрудников,
Кстати, многие метрики, например, eLTV (жизненная ценность сотрудника), eNPS (индекс лояльности сотрудника), engagement (вовлечение) и retention (возврат), пришли в HR-сферу из маркетинга. Оттуда же можно позаимствовать логику расчёта этих метрик. Одна из главных целей маркетинга — поддержка лояльности клиентов и их удержание. Эта цель работает и для HR, только вместо клиентов здесь — сотрудники.
Важно:
- Все проверки и корректировки пирамиды HR-метрик должны быть основаны на аналитических данных компании, а не на вашей интуиции
- Не все метрики могут быть актуальны для каждой отдельно взятой компании: каждая из них должна соответствовать вашим бизнес-задачам и подбираться индивидуально.
Анализировать эффективность HR в системе гораздо эффективнее и удобнее, чем рассматривать HR-метрики в отдельности друг от друга. Пирамида HR-метрик, которую мы разобрали, универсальна и, как правило, подходит под любой формат бизнеса. Внедрить этот аналитический метод самостоятельно возможно, но это потребует много времени и сил HR-отдела. Лучше, если такую пирамиду HR-метрик для вашей компании команда аналитиков разработает индивидуально: это сэкономит ваши ресурсы, и результат будет эффективным сразу, а не когда-нибудь потом.