Эксперты IAB Europe представили полный отчет о расходах на digital-рекламу в Европе по итогам 2020 года. Исследование охватило 28 рынков, включая Россию. В Европе сегмент цифровой рекламы вырос на 6,3% и достиг €69 млрд — это самый медленный рост с начала наблюдений в 2006 году, всего за это время объем digital-сегмента увеличился на 19,5%.
В России расходы на интернет-рекламу увеличились на 5,8%, до €5,183 млрд — это четвертый показатель после Великобритании, Германии и Франции. Траты на digital на душу населения составили €35,9 при среднеевропейском показателе €87.
Доля digital выросла на всех исследуемых рынках, в 13 из 28 стран она превысила 50%, включая Россию, где доля интернет-рекламы выросла на 6,9 процентных пунктов и составила более 60% от общего объема рекламного рынка. В среднем на цифровую рекламу приходится 56,5% медиабюджетов по сравнению с 19,2% в 2009 году.
Дисплейная реклама превзошла средний показатель и выросла на 9,1%, за ней следует платный поиск (+7,8%). Классифайд, директории и партнерская реклама потеряли 9,1%. При этом в социальных сетях дисплейная реклама выросла на 16,5%, до €16,1 млрд.
Доля рекламы в поиске составила 42,6%, дисплейной — 45,8% (социальные сети — 23,2%, другие экраны — 22,5%), 10,7% приходится на классифайд, директории и партнерскую рекламу.
50,6% расходов на дисплейную рекламу приходится на programmatic (исключая соцсети, включая баннерную рекламу, видео и аудио), который вырос на 8,3% и составил €8 млрд.
На подавляющем большинстве рынков на дисплейную рекламу приходится более половины всех расходов на digital. В России доля дисплея составила 52,8%, что выше среднеевропейского показателя 45,8%. Объем дисплейной рекламы составил €2,739 млрд — это на 11% больше, чем годом ранее.
Главным драйвером роста дисплейной рекламы стало видео — расходы на формат увеличились на 16,3%, до €12,5 млрд с учетом соцсетей и на 10,1%, до €5,2 млрд не включая соцсети. Больше всего видеореклама выросла в России — на 55,3%, при этом остальная дисплейная реклама осталась на уровне 2019 года.
Доля видео в дисплейной рекламе на российском рынке составила 27,9%, при этом средний показатель в Европе — 39,4%. Всего российские рекламодатели потратили на digital-видео €765 млн. При этом первые пять стран по этому показателю — Великобритания, Италия, Германия, Франция и Россия, — заняли 2/3 всего европейского рынка видеорекламы.
Расходы на рекламу в социальных сетях составили €19,5 млрд, что на 16,5% больше, чем годом ранее. Здесь рост также обеспечила видеореклама, которая прибавила 21,1% относительно прошлого года и достигла €7,3 млрд.
Расходы на digital-аудио в Европе составили чуть более €500 млн — это на 16,5% больше год к году. Этот показатель включает онлайн-радио, музыкальные стриминговые сервисы, подкасты и голосовых ассистентов. В России рекламодатели потратили на сегмент аудио €19,1 млн, что на 18,8% больше показателей 2019 года. Доля аудио в общем объеме расходов на дисплейную рекламу составила 1,6% (включая соцсети). В России доля digital-аудио — 0,7%.
Траты на рекламу в поиске составили более €30 млрд, это на 7,8% больше, чем в 2019 году. Россия снова вошла в пятерку с €1,656 млрд, при этом рост оказался одним из самых низких в Европе — 0,7%. Доля платного поиска в общем объеме трат на digital в России составила 32%, при среднеевропейском показателе 43,6%.
Классифайд, директории и партнерская реклама потеряли 9,1%. Эти категории выросли только на восьми рынках, все остальные продемонстрировали падение, в России оно составило 0,5% - это €788 млн по итогам 2020 года. Их доля в Европе составила 10,7%, в России этот показатель выше и достигает 15,2%.
Доля десктопа в digital-рекламе продолжает снижаться на фоне роста доли мобильных устройств, которая превысила 50%. В дисплейной рекламе эти показатели сравнялись в 2018 году, по итогам 2020 года доля мобайла выросла до 66,6%, что в денежном выражении на 8,4% больше по сравнению с 2019 годом, доля десктопа потеряла 5,6% в денежном выражении и теперь составляет 33,4%.
В платном поиске мобайл и десктоп сравнялись в 2019 году. В 2020-м мобильная реклама заняла 54,5% сегмента, прибавив 16,8% в денежном выражении, десктопная реклама потеряла 1,8% и заняла долю 45,5%.
Таунсенд Фихан, генеральный директор IAB Europe:
Несмотря на невероятно сложный год, отрадно видеть положительный рост в 2020 году. Это стало проверкой на прочность людей, продуктов и услуг, которые помогали управлять индустрией цифровой рекламы и развивать ее даже в самых исключительных обстоятельствах.
Дэниел Кнапп, главный экономист IAB Europe:
У цифровой рекламы не было плохого года в 2020-м, только плохой квартал. Мы наблюдали быстрое восстановление уже в третьем квартале и двузначный рост в четвертом. События 2020 года ускорили долгосрочные социально-экономические преобразования, которые меняют потребительские привычки людей и работу компаний. Это создает благоприятную почву для digital-рекламы, и мы ожидаем, что сектор ускорит свой рост в 2021 году.
Ранее эксперты IAB Russia представили отчет по итогам 2020 года на российском рынке digital-рекламы. C этого года эксперты IAB Russia разделили сегмент видео на performance и branding.