Индекс потребительского оптимизма во втором квартале 2021 года вырос с 89 до 90 пунктов, свидетельствуют данные российского исследования NielsenIQ (есть в распоряжении Sostav). Аналитики отмечают, что значения ниже 100 говорят об осторожном отношении к оценкам собственного финансового положения, готовности тратить деньги и перспективам на рынке труда.
49% россиян оценивают свое материальное положение в ближайший год как «отличное» и «хорошее». Главным поводом для переживаний остается здоровье (для 36% это главная или вторая по значимости проблема). Далее идут причины, связанные с растущими ценами и личными финансами: рост цен на товары повседневного спроса (FMCG) — 33%, уровень цен на товары и услуги в целом — 20%, рост цен на коммунальные услуги — 18%, личное благосостояние семьи — 18%.
71% респондентов продолжают экономить: 68% ограничивают себя в развлечениях вне дома, 67% — покупке новой одежды, 61% — походах в кафе и рестораны, 54% — ежегодном отпуске, 46% — покупке еды навынос и доставке готовой еды, 41% — покупке электроники.
При улучшении экономической ситуации 34% опрошенных продолжат сокращать бюджет на развлечения вне дома, 29% — на расходы на питание вне дома, 27% — на покупку новой одежды, 26% будут экономить на потреблении газа и электроэнергии, 26% — на покупке еды навынос и доставке готовой еды.
Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу «NielsenIQ Россия»:
Неопределенность, вызванная пандемией COVID-19, привела к интересной с точки зрения потребительских оценок ситуации: половина опрошенных сохраняют уверенность в своем финансовом положении, но продолжают сокращать расходы, что свидетельствует об осторожности в отношении предстоящих трат.
По словам Волковой, эта тенденция улучшилась во втором квартале 2021 по сравнению с предыдущим, однако она может сохраниться: даже при улучшении материального положения потребители планируют по инерции сокращать расходы.
После основных расходов 44% респондентов планируют направить бюджет на обустройство дома, ремонт и отпуск. При этом 49% еще не запланировали детали отпуска, а те, кто определился или уже отдохнул, в большинстве случаев выбрали путешествия по России, сообщает NielsenIQ.
Директор по аналитике и консалтингу «NielsenIQ Россия» Марина Волкова отмечает, что лидирующие позиции этих статей расходов ожидаемы: многие видят логику в инвестициях в отдых в разгар летнего сезона и обустройство жилого пространства, которое стало одновременно и домом, и офисом, и кафе, и школой.
По ее словам, этот тренд может измениться после завершения сезона, однако другие привычки имеют шансы закрепиться, а значит продолжат влиять на структуру трат российских потребителей в долгосрочной перспективе.
Исследование потребительского оптимизма в России проводилось NielsenIQ в июне 2021 года среди 1 тыс. онлайн-респондентов. Результаты исследования репрезентативны для основного платежеспособного населения городов с населением более 1 млн человек.
Согласно другому исследованию NielsenIQ, в январе 2021 года 53% россиян заявили, что ощутили финансовые последствия пандемии. Для сравнения, в сентябре 2020 года этот показатель был на уровне 27%.