Минцифры разрабатывает законопроект, который позволит российским компаниям использовать зарубежное ПО при условии, если те будут отчислять часть денег на финансирование льготных IT-кредитов для разработчиков, сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники.
В таком случае сумма оплаты за лицензии не изменится, средства будут перечислять на спецсчета типа «О» — рублёвые счета в ряде банков, предусмотренные указом президента для расчёта с зарубежными компаниями в условиях санкций.
Источник в правительстве уточняет: если остаток средств будет не использован правообладателями, то их передадут в фонд поддержки IT-отрасли, например в Российский фонд развития информационных технологий. Также деньги могут быть направлены в проекты по импортозамещению в рамках индустриальных центров компетенций и центров компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения, которые поручил ранее создать премьер-министр Михаил Мишустин в 2022 году.
Представитель Минцифры рассказал, что органы власти могут наделить полномочиями, чтобы формировать перечни ПО, которое можно использовать в некоторых случаях без согласия правообладателей с возможностью выплат компенсации. Между тем срок использования зарубежного софта определят после выхода закона о лицензировании. Такой механизм необходим, чтобы повысить интерес к использованию российского программного обеспечения.
Генеральный директор CorpSoft24 Константин Рензяев говорит, что главный вопрос в том, кто будет проверять лицензии. Ранее этим занимались сами правообладатели, но сейчас они не могут этого сделать. Использование чужого ПО без лицензий подразумевает уголовную ответственность, поэтому компании будут поддерживать внедрение механизма, который разрабатывает Минцифры, пояснил председатель совета директоров «Базальт СПО» Алексей Смирнов.
Зампред Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Савельев говорит, что за незаконное использование ПО предусмотрен штраф в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб. (точную сумму определяет суд) либо в размере двукратной стоимости экземпляра используемого ПО.
Адвокат Евгений Зубков объясняет, что правоохранительные органы могут посещать офисы и проверять рабочие компьютеры по самым разным поводам. Если проверки не будут регулярными, то многие компании станут использовать пиратское ПО, чтобы экономить. Но частые проверки вынудят бизнес не рисковать и перейти на платные продукты. Однако не все захотят отправлять деньги на спецсчета, считает эксперт. Необходимо, чтобы российское ПО достигло определенной зрелости, чтобы компании сами переходили на легальные продукты.
Одним из способов отслеживания незаконного использования ПО может стать обязательное согласование планов по импортозамещению корпораций со стороны государства, рассуждает заместитель директора департамента консалтинга Innostage Данияр Исхаков. В России отечественные аналоги в отдельных категориях ПО не имеют экосистемы, как у иностранных продуктов, говорит он.
«Переход на отечественный аналог одного продукта может тянуть за собой целую цепочку проектов. Наличие хотя бы одного слабого звена (отечественного аналога) в последовательности сдерживает весь комплекс работ по импортозамещению», — отмечает Исхаков.