После двухлетнего перерыва в отечественную видеоиндустрию возвращается фестиваль Big Picture. Он пройдет с 22 июля по 3 октября и соберет всех специалистов сферы видеоконтента. Sostav решил узнать, что ждет участников Big Picture в этом году, и поговорил об этом с организаторами фестиваля из агентства Grape: управляющим партнером Владимиром Гаревым, управляющим креативным директором Марьям Ахуновой, исполнительным директором Алей Асташевой и руководителем отдела продакшен Ольгой Ростоцкой.
Как сейчас обстоят дела в видеоиндустрии? Какие наиболее значимые изменения в отрасли за последний год вы можете отметить?
Ольга Ростоцкая: Конечно, самое большое технологическое изменение, которое произошло в последнее время, — это развитие искусственного интеллекта (ИИ). Мы видим, как ИИ переходит из статуса нишевого инструмента в рабочий. Он уже используется для написания музыки, создания анимации и графики. На фестивале мы обязательно обсудим эти движения и постараемся проанализировать, как искусственный интеллект повлияет на индустрию в будущем.
Также мы рады наблюдать изменения в построении диалога между агентствами, продакшенами и клиентами. В 2019 году, еще до возникновения фестиваля, когда наша команда создавала первые индустриальные мероприятия, мы были практически единственными, кто делал паблик-токи и круглые столы на тему видеопроизводства в рекламе. За это время многие участники рынка поняли необходимость диалога.
Как пришла идея создать фестиваль Big Picture и какие цели вы преследуете? Расскажите о его концепции.
Ольга Ростоцкая: В 2018 году я перешла работать из продакшена в агентство. До этого я верхнеуровнево понимала, как устроено агентство, но, когда погрузилась во все процессы, стало очевидно, откуда возникают некоторые сложности в процессе производства роликов. Мне захотелось сделать площадку, где «агентские» могли бы решать возникающие вопросы с «продакшеновскими». Во время производства ролика это невозможно. Короткие сроки, высокое напряжение, большая отвественность не дают вести диалог открыто. Тогда я попросила у Макса Кузьмина использовать формат паблик тока, который они уже делали в ASAP Production, и организовала несколько мероприятий. А потом Влад Ситников и Макс Кузьмин придумали сделать фестиваль, потому что только паблик-токи не решают нашу задачу комплексно. Чтобы сделать рынок прозрачным, открытым к диалогу и конкурентным, нам нужна премия, нужны рейтинги продакшена, нужны питчинги и образовательные мероприятия. Что-то одно без другого не работает.
Big Picture — что означает название?
Владимир Гарев: Если вы видите ролик на экране своего телефона, не спешите делать свайп. Даже короткий ролик — это большая работа для его создателей. Увидеть в малой форме большую картину, оценить ее и наградить — в этом цель фестиваля. А название Big Picture напоминает нам, как из малых форм складывается большая индустрия отечественного видеопроизводства, которой и посвящен этот фестиваль.
Давайте поговорим о возрождении фестиваля. Почему вы решили возобновить проект?
Аля Асташева: Фестиваль — яркое индустриальное событие и важная площадка для диалога и нетворка. Результаты предыдущих лет показали, что рынок нуждается в таком пространстве и формате. За последнее время так же случилось много тектонических сдвигов в индустрии: обновленные процессы, трансформация задач и темпов, кадровые перестановки, новые бренды в лидерах индустрии, скакнувшие вперед технологии. Все это стало поводом снова собраться и подвести некий промежуточный итог этих изменений, а также понять, в каком направлении движется индустрия.
Будет ли видеофестиваль в этом году похож на те, что уже проходили ранее? Что ждать гостям в 2024?
Ольга Ростоцкая: Мы оставили главную структуру фестиваля, но добавили много нового. Как и в прошлые разы, он будет состоять из двух частей: образовательная программа и премия. Премия, как и раньше, будет разделена на номинации в категориях Young Talents и Talents. Отличие фестиваля этого года будет в первую очередь в масштабе.
Образовательная программа включает 12 мероприятий, пять из которых пройдут на финальном ивенте. Все они будут в офлайне, но также их можно будет посмотреть онлайн. Финальная церемония станет иммерсивным шоу, где каждый зритель сможет пройти все этапы производства видеорекламы: от брифа, препродакшена до постпродакшена. Каждое мероприятие будет курироваться одним из наших партнеров. Спикерами будут выступать топовые представители индустрии. Это будет настоящий праздник видеорекламы!
Марьям Ахунова: В этом году мы решили организовать два жюри: основное и специальное. В основное, как и раньше, войдут известные режиссёры, продюсеры, креативные директора, операторы и художники. Они будут оценивать работы в основной категории и среди Young Talent.
Нам показалось интересным узнать мнение не только профессионалов из видеоиндустрии, но и представителей брендов. Ведь большая часть номинаций относится к коммерческому видео, а значит, важно услышать мнение тех, кто непосредственно связан с этой сферой. Поэтому в специальное жюри мы пригласили маркетинг-, бренд- и марком-директоров крупных российских брендов. Они будут оценивать лишь часть номинаций, которые наиболее актуальны для них.
Сколько номинаций будет в этом году?
Марьям Ахунова: В этом году мы приготовили 25 номинаций в основной категории и столько же в Young Talent. В каждую из них мы добавили по восемь новых номинаций. Например, теперь есть «Лучшее использование AI», «Лучшее CG», «Лучшее демо» и «Вертикальное видео».
Сложно ли организовать фестиваль? Сколько человек обычно задействованы в работе над проектом?
Аля Асташева: Любая работа с таким масштабом индустрии и с офлайн-мероприятиями — это сложно. Большой ресурс уходит даже не на придумывание и организацию, а на то, чтобы со всеми связаться, договориться, найти качественные точки соприкосновения: с жюри, спикерами, партнерами, гостями и так далее. В команде фестиваля работают примерно 25−30 человек, которые ежедневно по кирпичикам собирают все составляющие фестиваля. Но что крайне важно и что очень помогает сделать это все реальным — индустриальные партнеры. Вместе с нами они с неменьшим, чем мы, вовлечением штормят и хостят у себя образовательные ивенты, помогают найти оборудование, помещение и спикеров, готовы делать какой-то бартерный вклад. В общем, оказывают очень мощную поддержку и по смыслам внутри фестиваля, и по организационной части. Это очень круто!
Как вы измеряете успех прошедшего мероприятия? Какие метрики используете для оценки эффективности?
Аля Асташева: Самым важным для нас будет отклик индустрии. Причем как в виде количества людей, которые будут приходить на мероприятия или смотреть онлайн-трансляции, так и в виде конкретных фидбеков от лидеров рынка, что сделанное принесло пользу. И, конечно, нам как креативному агентству очень важно поддерживать, актуализировать и расширять индустриальный нетворк. Поэтому количество новых, улучшенных или перезапущенных отношений с представителями рынка будет для нас значимым показателем.
На какую целевую аудиторию нацелен фестиваль? Кто может принять в нем участие?
Аля Асташева: Фестиваль охватывает весь рынок коммерческого и околокоммерческого видеопроизводства. Это крупные и молодые продакшены, опытные режиссеры и операторы, а также те, кто только начал свой путь. И креативные агентства, и представители «снимающих» брендов в индустрии — а снимают, так или иначе, почти все.
Конкурсная часть осознанно сформирована с фокусом на продакшены и творческие команды производства: на режиссеров, операторов и так далее. У нас не стоит задача сделать еще один маркетинговый фестиваль, на Big Picture мы смотрим именно на видео и творчество вокруг него.
Какие возможности откроются участникам и победителям?
Аля Асташева: Для опытных представителей рынка это возможность быть официально лучшими в индустрии. А также получить площадку для нетворка и диалога о трендах и наболевшем. Для тех, кто попадает в Young Talent, это возможность познакомиться с рынком, проявить себя, получить какие-то новые возможности для работы, увидеть, как устроена индустрия изнутри.
Что нужно знать тем, кто хочет отправить заявку на участие в Big Picture?
Марьям Ахунова: Во-первых, податься на наш фестиваль может абсолютно кто угодно. На практике знаю, что иногда работу подают одни, оплачивают другие, текст заявки пишут третьи. Неважно, кто вы — продакшен, независимый специалист, агентство, бренд или начинающий талант. Чтобы повысить шансы на победу, важно метко подобрать категорию для подачи, а то и несколько, ведь одна работа может взять, например, «Лучший рекламный ролик», «Лучшую режиссуру», «Лучшее CG» и «Лучший кастинг».
Я рекомендую номинантам не пренебрегать заполнением заявки и не ограничиваться лишь ссылкой на саму работу. Наверняка за кадром остались интересные творческие или технические детали, о которых жюри было бы интересно узнать. Также мы не стали, в отличие от многих маркетинговых и креативных фестивалей, ограничивать количество людей в кредах — указывайте всех участников процесса!