В первом полугодии 2023 года рынок online-продаж продовольственных товаров вырос на 36,5% до 404 млрд руб., выяснили аналитики INFOLine (исследование есть у Sostav). Рост доли в объеме розничных продаж продовольственных товаров увеличился на 0,9 процентных пунктов до 3,8% По оценкам экспертов, к концу этого года рынок e-grocery составит 44%-48%, а его емкость достигнет от 900 до 925 млрд руб. Доля online в объеме розничных продаж увеличится до 4,0%-4,2%.
Во втором квартале сохранились тенденции первого: постепенное восстановление спроса, фокус на промо-предложения, скидки и рациональное потребление. В сравнении с аналогичным периодом 2022 года, online-продажи выросли на 48,9% и составил 204 млрд руб. Их доля в общем объеме розничных продаж увеличилась на 1,1 процентных пунктов до 3,7%. Ускорение темпов роста рынка связано преимущественно с низкими показателями второго квартала 2022-го.
Драйвером роста остается экспресс доставка, которая для большинства игроков (кроме «ВкусВилла») убыточна. Её поддерживают инвестиции в маркетинг, в первую очередь «СберМаркет» и «Самокат». По итогам 2022 года чистый убыток по стандартам РСБУ «СберМаркета» на один доставленный заказ составил около 540 руб., а у «Самоката» — около 85 руб. Также важную роль в маркетинговой поддержки эспресс-доставки играют крупнейшие маркетплейсы (кроме Wildberries), для которых e-grocery — основной фактор повышения частоты заказов.
По итогам второго квартала 2023 года лидером рейтинга INFOLine E-grocery Russia TOP стал «Самокат», который увеличил оборот по сравнению с аналогичным периодом 2022 года более чем в два раза до 36,5 млрд руб. Также сервис сохранил лидерство по количеству заказов, доставляя около 550 тыс. в день. По данным пресс-службы, за первое полугодие оборот компании достиг 68,5 млн. руб.
«СберМаркет» увеличил оборот на 66,5% до 35,3 млрд руб. по сравнению со вторым кварталом 2022 года, а по сравнению с первым 2023-го — на 5,3%. По результатам первого полугодия сервис сохранил за собой лидерство.
«ВкусВилл» вышел на третье место, опередив «Яндекс» и увеличив online-продажи по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 56,7% до 32,1 млрд руб. По сравнению с первым кварталом 2023-го года продажи увеличились на 1,6%.
На четвертом месте e-commerce активы «Яндекса» («Яндекс Лавка», «Яндекс Еда» и «Маркет Деливери» без учета доставки из ресторанов, «Яндекс Маркет» — продажи товаров категории еда). Их совокупный оборот за второй квартал вырос на 38,3% до 32,1 млрд руб. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года