Ассоциация Коммуникационных агентств России (АКАР) провела третью волну исследования о влияния эпидемии коронавируса на рекламную индустрию в России. Согласно результатам опроса, большинство респондентов ожидают падения рынка на 30%. При этом уже 87% компаний отмечают отмену, сокращение и перенос рекламных бюджетов на более поздние сроки, а больше половины рассматривают снижение зарплат сотрудников в качестве меры сокращение издержек.
Количество перенесенных рекламных кампаний и отмененных тендеров растет
Несмотря на смягчение карантинных мер, большинство игроков рекламного рынка все еще продолжают отмечать перенос бюджетов на более поздние сроки. В марте 2020 года об этом говорили 74% опрошенных АКАР агентств, в мае — уже 87%. Это же касается переноса и отмены тендеров — в мае это отметили 68% опрошенных. Увеличилась доля респондентов, отметивших «отмену новых контрактов», и тех, кто указывает на изменения и правки в текущих контрактах.
Почти все опрошенные АКАР компании сходятся на том, что объемы российского рекламного рынка сократятся. Большинство респондентов считают, что падение будет значительным — 30%. По оценкам агентств, максимальное падение рынка может составить 70%, а максимальное значение роста — 30%.
Агентства все чаще рассматривают вариант сокращения зарплат
В концу мая на рекламном рынке уже почти не осталось компаний, которые бы не предпринимали никаких действий для снижения издержек — процент снизился с 56% до 6% относительно марта. Игроки осознали затяжной характер кризиса, поэтому продолжают уменьшать издержки, считают в АКАР.
При этом прослеживается тенденция к большему сокращению персонала и заработных плат в компаниях: если в марте за снижение расходов на выплату зарплат выступило 14% опрошенных, то в апреле этот показатель достиг 43%, а в мае — 54%. В пользу увольнения сотрудников в мае высказалось 33% компаний, тогда как во вторую волну так ответили только 21%.
Удаленая работа вызывает трудности, но компании пока не готовы от нее отказаться
Удаленная система работы остается приоритетной формой работы большинства компаний, отмечают в АКАР. Для 60% респондентов «выход сотрудников в офис при частичном сохранении удаленной формы работы» пока что остается единственным решением. О начале полноценной работы в офисах с июля сообщила лишь очень небольная часть опрошенных.
Тем не менее, на фоне массовой отмены и переноса рекламных бюджетов клиентами агентства стали отмечать, что удаленный формат начал вызывать все больше сложностей. Более половины респондентов столкнулись с трудностями документооборота. Для 34% респондентов актуальны проблемы с персональной коммуникацией внутри команды, а также с взаимодействием с контрагентами. Одной из серьезных проблем стала невозможность многих сотрудников выделить изолированное рабочее место и оторваться от домашних дел.