Четверть россиян хотят открыть свой бизнес и больше половины из них (17% от общего числа опрошенных) уверены, что у них для этого достаточно способностей. Около 20% участников исследования уже сейчас активно инвестируют деньги или время в создание своего дела, сообщается в исследовании Ipsos, выполненном по заказу Google.
Целью исследования было выявление мотивов, барьеров и триггеров к выбору предпринимательской деятельности.
Среди главных декларируемых мотивов открытия бизнеса все респонденты назвали возможность повысить доходы (37%) и заниматься любимым делом (20%). Однако глубинный анализ, проведенный исследователями, показал, что на самом деле людям важны самореализация (40%), возможность вырваться из рутины (15%) и рост в профессиональной сфере (14%).
Действующих предпринимателей к открытию своего дела чаще всего подталкивают финансовые проблемы (16%), отсутствие работы (11%), появление бизнес-идеи (10%) и мотивирующие истории успеха (7%). Так они говорят. Но методология исследования позволила выявить главный скрытый триггер — наличие бизнес-идеи (59%).
А как насчет барьеров? Судя по ответам респондентов, основные из них — это страх потерять вложенные деньги (21%) и потерпеть неудачу из-за нестабильной ситуации в экономике (12%). Но это декларируемые барьеры. На самом же деле людей больше пугает мысль о переработках (30%) и боязнь сделать первый шаг на пути к своей цели (27%).
В опросе также оценивалось отношение респондентов к бизнес-образованию. Около половины респондентов интересуется обучением в формате краткосрочных онлайн и оффлайн программ. Среди онлайн форматов участники опроса особенно ценят короткие видеолекции, доступные для просмотра в любое время (19%), среди оффлайн возможностей — работу с личным наставником (23%). Наиболее востребованными темами респонденты назвали работу над бизнес-идеей, поиск финансирования для запуска дела (9%), регистрация компании и налогообложение (8%). Интересно отметить, что большинству респондентов известны конкретные программы.
Заметим, что в приводимой ниже таблице список образовательных программ указан в порядке убывания знания их респондентами, что, конечно, не отражает уровень практической значимости программ.
Уровень знания образовательных программ (с подсказкой), доля, %
Исследование проводилось среди пользователей интернета 18−55 лет в городах с населением 100+. Выборка квотная по полу, возрасту, страте (Москва / С.Петербург / 1 млн.+ / 500−999 т.+ / 100−499 т.). Среди опрошенных предпринимателями являлись 5,7%, а фрилансерами — 5,9%.
Напомним, согласно исследованию ВЦИОМ, 71% российских предпринимателей оценивает условия для ведения бизнеса в России как неблагоприятные, половина из них в ближайшие пять лет ждут дальнейшего ухудшения условий. Однако 76% опрошенных не планируют отказываться от своего дела.