IAB Russia (Interactive Advertising Bureau) вновь провела опрос среди своих участников о влиянии коронавируса на рынок интерактивной рекламы (есть в распоряжении Sostav). Часть компаний сообщила о появлении новых и возвращении отложенных рекламных бюджетов после ослабления режима самоизоляции. Кроме того, май также повлиял на внутренние процессы организаций: все меньше участников исследования прибегают к увольнениям сотрудников и сокращениям зарплат, и все больше говорят о том, что удаленная работа стала даваться тяжелее.
Рекламодатели продолжают переносить бюджеты
За время самоизоляции и нерабочих дней в апреле и мае рекламные бюджеты переносились или сокращались. Об этом говорят 96% и 74% опрошенных соответственно. Однако с полной отменой рекламных бюджетов компании стали встречаться реже — 44% в мае против 57% в марте. Выросло количество респондентов, которые обращают внимание на отмену или перенос тендеров — в мае таких ответов на 25% больше, чем в апреле.
Однако после объявления о частичном снятии ограничений компании отметили другие изменения. 30% рассказали о появлении новых бюджетов, связанных с отменой карантина, 29% — о возвращении перенесенных, а 22% — о продолжении рекламной активности. При этом 44% опрошенных заявили, что партнеры продолжают придерживаться консервативной позиции — замораживать или переносить бюджеты. О сокращении сообщили 32% опрошенных.
Компании сохраняют кадры
Если в апреле сокращение зарплат сотрудников в качестве оптимизации издержек рассматривали 22% респондентов, то в мае эту меру выбирает только 13% опрошенных. Также в пять раз уменьшилось количество компаний, которые готовы увольнять работников: если в апреле об этом говорило 20% опрошенных, то в мае только 4% продолжают к этому прибегать.
По результатам трех волн исследования растет количество респондентов, которым за время кризиса удалось «сократить издержки, которые до этого сократить не удавалось» (52% в мае против 23% в марте). Кроме того, увеличивается доля респондентов, которые считают, что «люди готовы работать за меньшие деньги» (35% в мае против 3% в марте).
Удаленка дается тяжелее
Для 39% компаний режим сохранения удаленной работы пока остается единственным решением. При этом количество компаний, которые высказываются о сложностях из-за дистанционной формы работы, выросло в три раза. Если в апреле половина (51%) опрошенных заверяла, что у них нет трудностей, то в мае об этом сообщили только 17% компаний. Резко сократилось число компаний, которые говорят о повышении эффективности команды (13% в мае против 51% в апреле).
Больше половины (54%) компаний сталкиваются со сложностями с документооборотом, 38% отмечают ухудшение персональной коммуникации, а 33% говорят об отсутствии подходящего рабочего места дома. Все эти трудности обострились в мае.
Большинство участников опроса (88%) предполагают, что объемы российского рекламного рынка во втором квартале сократятся. 30% из них прогнозируют падение до 30%. Кроме того, больше половины (61%) компаний уверены, что пик негативного влияния пандемии на российский рынок интерактивной рекламы еще впереди.
Всего в опросе приняли участие сотрудники 33 компаний — членов IAB Russia.