Перформанс-маркетинг получил высокие средние баллы по 11 из 14 критериев от экспертов индустрии. Такие данные содержатся в исследовании «Стратегическая канва диджитал-рынка» от Ingate Group, которое есть в распоряжении Sostav.
Эксперты оценили инструменты продвижения — перформанс, SEO, SMM и ORM — по 5-балльной шкале. Так, перформанс-маркетинг набрал 4,5 балла за возможность оценки его эффективности и гибкость в зависимости от задач рекламодателей. 4+ присудили за полноту покрытия всех этапов воронки привлечения клиентов и скорость получения результатов.
По пролонгированности результата и вклад в brand equity показатели составили 3,8 и 3,6 соответственно. Это связано с тем, что эффект от перформанс-кампаний часто краткосрочный и не способствует долгосрочному восприятию бренда.
SEO-маркетинг выделяется по пролонгированности результата (набрал 4,5 балла). Несмотря на длительное время для достижения эффекта, поисковая оптимизация приносит стабильные результаты с минимальными дополнительными затратами. Высоко оценены также возможность рассчитать эффективность (4,2), вариативность бюджета для разных сегментов бизнеса (4) и универсальность в покрытии разных отраслей бизнеса (4,3).
Низкие баллы SEO-маркетинг получил за скорость запуска (2,7) и гарантии результата (3). Это подтверждает, что SEO требует времени для настройки, оптимизации и индексации страниц поисковыми системами.
Сергей Шабуров, руководитель отдела оптимизации Kokoc.com:
SEO работает даже в тех случаях, когда другие каналы могут быть запрещены, поэтому ему за покрытие разных отраслей бизнеса можно дать 5. ORM — немного хуже, 4 балла, так как есть темы, где говорить о репутации неуместно. SMM — 3 балла, так как ограничен строгими политиками соцсетей, которые жёстче, чем поисковые системы. А перформанс на рекламных платформах, где много запретов, заслуживает 2 балла.
SMM получил высокие оценки за гибкость рекламного продукта под задачи клиента (4,3), вклад в brand equity (4,6), а низкие баллы — за гарантии результатов (2,5) и прогнозируемость (2,9), которые объясняются нестабильностью алгоритмов соцсетей и сложностями в измерении KPI.
Марина Калошина, директор департамента по управлению репутацией Demis Group:
На мой взгляд, в SEO и SMM гораздо больше инструментов, которые могут прогнозировать и гарантировать результат. Например, таргетированная реклама в социальных сетях, которая позволяет прогнозировать количество лидов за определённый рекламный бюджет. В SEO существуют различные способы проработки контента, работа с юзабилити сайта, что значительно повышает конверсию, а, значит, приносит больше продаж.
Сабина Исаева, директор по развитию бизнеса Kokoc Like (Kokoc Group):
Меня удивила низкая оценка SMM по гарантиям достижения результата. Это, вероятно, связано с неправильной постановкой целей: клиент ожидает мгновенный рост показателей, а подрядчик не всегда готов оспаривать эти ожидания, что приводит к разочарованию. Социальные сети — это инструмент долгосрочной игры.
ORM получил 4,7 балла за вклад в brand equity, поскольку формирует положительное восприятие бренда и помогает справляться с кризисными ситуациями. 4,4 балла инструменту дали за покрытие разных отраслей бизнеса, поскольку он охватывает ключевые каналы и платформы, такие как соцсети, сайты отзывов, блоги и СМИ. За полноту покрытия воронки ORM был оценён на 2,6, что связано с его акцентом на восприятии, а не на конверсиях.
Таким образом, высокие оценки получили те инструменты, результаты которых легко измерить и спрогнозировать. SEO и перформанс-маркетинг выигрывают за счёт своей стабильности и прозрачности, в то время как SMM и ORM демонстрируют более низкие оценки из-за сложности в оценке их работы.