Многие владельцы и руководители российских компаний малого и среднего бизнеса планируют расширять бизнес и вкладывать деньги в его развитие во второй половине 2020 года. Однако 58% заявили, что планируют экономить в течение следующих шести месяцев, в первую очередь сократят расходы на рекламу и продвижение (68%), а также аренду (52%), сообщается в исследовании Visa «Маски сброшены: как малый бизнес пережил последствия пандемии?».
Каждый пятый предприниматель отметил негативное влияние работы из дома на продуктивность своих сотрудников. Однако, несмотря на сложный период, 42% опрошенных не собираются в ближайшие шесть месяцев сокращать расходы. Интересно отметить, что сокращение зарплат сотрудников не является главным приоритетом для тех владельцев бизнеса, кто хочет сэкономить свои деньги — только 24% респондентов, планирующих урезать расходы, сказали, что сделают это также за счет снижения трат на персонал.
Благодаря быстрому развитию электронной коммерции во время пандемии, многие российские предприниматели заявили, что смогли не только сохранить объем своего бизнеса, но и найти новых клиентов Так, 75% респондентов рассказали, что уже к началу карантина принимали заказы через интернет, 15% перешли в онлайн во время пандемии и лишь 2% опрошенных не сделали этого и не собираются делать это в будущем. При этом 17% предпринимателей сказали, что и после окончания периода самоизоляции они наблюдают рост заказов онлайн.
Отвечая на вопрос, каких сервисов не хватает для эффективной работы компании, 40% респондентов сказали, что им пригодились бы готовые решения для создания программ лояльности, еще 35% участников опроса нужны сервисы, которые позволят повысить эффективность онлайн-продаж. Среди востребованных практических навыков, которыми хотят овладеть предприниматели, чтобы успешнее развивать бизнес в будущем, оказались: повышение личной продуктивности (39%), управление финансами (29%) и командой (25%), умение правильно вести переговоры (13%) и нетворкинг (11%).
Согласно недавнему исследованию PwC, глобальные расходы брендов на ТВ-рекламу сократятся почти на 13% по итогам 2020 года. Рекламе придется труднее остальных сегментов — она будет восстанавливаться медленнее остальных. Показателей 2019 года она сможет вновь достигнуть лишь в 2022 году.