Компания Tiburon Research провела исследование влияния роликов о вакцинации на намерение непривитых граждан сделать прививку от коронавируса. Эксперты проанализировали пять роликов, доступных к просмотру в интернете. Согласно опросу, только 20% опрошенных заявили, что, вероятно, пройдут вакцинацию после просмотра. Результатами исследователи поделились с Sostav.
Эксперты пригласили невакцинированных от Covid-19 людей и показали каждому из них по одному ролику. Одним из основных препятствий к вакцинации пользователи назвали сомнения в безопасности препаратов — они мешают пойти на прививку 44% респондентов, 42% отказываются из-за страха побочных эффектов. Также 29% считают, что достаточно защищены от коронавируса, так как переболели.
При этом расширение выбора препаратов могло бы увеличить стремление привиться: при условии доступа к импортным вакцинам намерение сделать прививку возрастает с 17% до 24%. Доля убежденных противников любой вакцинации составила 20%.
Больше всех роликов респондентам понравилась китайская анимация «Как работает вакцина», в игровой форме показывающая механизм действия вакцины на иммунные клетки. В ролике компонент вакцины, маскирующийся под вирус, шумом и шлепками будит спящие иммунные клетки, а затем трагически умирает в результате их нападения, оставив записку с текстом «Запомните меня». Этот ролик привлёк внимание 52% опрошенных, а 56% отметили, что им понравилось видео.
На втором месте по зрительским симпатиям оказался ролик о механизме пандемии. Он привлёк внимание 48% респондентов — в видео показано, как пандемия охватывает весь мир, а вакцинация — защищает.
Более половины опрошенных (56%) отметили уникальность идеи китайского ролика и видео о пандемии. Актуальным ролик «Как работает вакцина» признали 60% опрошенных, а видео о механизме пандемии — 58%. При этом только 20% сообщили, что эти ролики мотивируют их к принятию положительного решения о прививке. У других видео этот показатель оказался еще ниже: 13−18%.
Другой ролик, в котором отказ от прививки сравнили с отказом от пристёгивания ремней безопасности в автомобиле, вызвал негативную реакцию зрителей. Однако большинство (90%) участников опроса признали посыл видео понятным, 59% заявили, что ролик подходит для российской аудитории, но лишь 13% сообщили, что он мотивирует их вакцинироваться.
Ещё один ролик показал схожие результаты: ироничное видео о дяде Вите, который не держит социальную дистанцию, вызвало желание вакцинироваться у 18%. Более половины (57%) назвали его подходящим для российской аудитории, однако только 35% посчитали, что он наглядно показывает важность вакцинации.
Самые низкие результаты показал ролик, в котором даются ответы на вопросы о прививке. Многие зрители назвали его пропагандой: видео заинтересовало только 31% опрошенных, актуальным его назвали 44%, а уникальной идею сочли 35%.
Исследование проведено онлайн с помощью сервиса Quick Surveys в январе 2022 года. В нём приняли участие 506 респондентов — жителей России обоих полов в возрасте от 18 до 60 лет, не прошедших вакцинацию от коронавируса.