Увеличить продажи втрое после выхода на маркетплейсы смогли 22% предпринимателей, 34% бизнесменов заявили о двухкратном росте, 5% рассказали об росте объёма продаж на треть, сообщается в исследовании сервиса ЮKassa (документ есть в распоряжении Sostav).
Однако 24% респондентов не назвали положительных изменений, 10% бизнесменов считают, что потребителей стало больше, но заработок уменьшился. Положительный эффект от присутствия на крупных электронных торговых площадках отметили 66% опрошенных предпринимателей.
Между тем, оборот от онлайн-продаж до 400 тыс. руб. в месяц имеют 49% опрошенных, 45% респондентов — от 400 тыс. руб. до 6,5 млн. руб., больше 6,5 млн. руб. — 6% респондентов.
Среди опрошенных 48% используют маркетплейсы уже больше года, 11% — более 3 лет, 25% предпринимателей работают в таком формате всего несколько месяцев, и только 4% респондентов не продают товары на электронных площадках, а 13% собираются выйти в онлайн в ближайшее время.
Большинство участников опроса — 58% — индивидуальные предприниматели, владельцы юрлиц составляют 38%, остальные респонденты — самозанятые, таковых 4%.
Чаще всего предприниматели продают товары на маркетплейсах сразу в нескольких категориях. Самые популярные — товары для хобби и развлечений (47%), на втором месте — товары для дома (19%), одежду, обувь и аксессуары продают 15% респондентов, товары для ухода и гигиены — 9%, сувениры — 8%, детские товары и электронику — по 6% соответственно, продукты питания и мебель по 5%, украшения и ювелирные изделия — 2%, товары для животных, цветы и растения — по 1%.
Как отмечает начальник отдела продаж финтех-компании ЮMoney Никита Цой, для бизнеса с небольшим капиталом маркетплейсы могут стать хорошей возможностью начать продажи. Площадки заинтересованы в хороших селлерах и предлагают комплексное решение для начинающего бизнеса.
«Маркетплейсы для продаж товаров подойдут тем, кто только выходит на рынок онлайн-торговли. Легче всего бизнесу проверить свою гипотезу на товарах повседневного спроса, которых стало меньше с уходом иностранных брендов. Это могут быть товары для дома, продукты, косметика, бытовая химия
Однако онлайн-торговля не даёт возможность установить и поддерживать контакт между покупателем и продавцом. Именно доверительные отношения конвертируются в повторные покупки и рекомендации ближнему кругу, сообщает эксперт.
«В 2023 году маркетплейс не должен быть единственными каналом продаж — следует инвестировать и в свой интернет-магазин. Собственный сайт позволяет сформировать лояльную аудиторию именно вокруг продукта или бренда, а маркетплейс продвигает всю категорию товаров и даёт меньше возможностей прямой коммуникации с клиентом, а значит и инструментов сделать этого клиента постоянным», — сказал Цой.
Развитие собственного магазина, а также соцсетей играет важную роль в развитии личного бренда, отмечает сооснователь anikina и a quick buck Роман Галимов.
«Главное, что они помогают клиенту совершать выбор не опираясь на цену, а используя инфраструктуру бренда — упаковку, поддержку, эмоциональную связь, контент, рекламные инструменты, например, работу с лидерами мнений. Таким образом, собственный сайт и соцсети дают возможность выстроить фундаментальную структуру бренда», — подчеркнул Галимов. Также он отметил, что отсутствие личной связи с клиентом приводит к большому количеству возвратов, а это означает снижение маржинальности всего продукта и множество расходов.
По итогам 2022 года общий оборот рынка интернет-торговли вырос на 38% по сравнению с 2021 годом и составил 5,7 трлн руб., говорится в исследовании агентства Data Insight. Увеличение онлайн-продаж обеспечили крупные маркетплейсы. Во второй половине 2022 года на их долю пришлось 73% от общего количества заказов.
Чаще всего предприниматели представляют товары сразу на нескольких крупных универсальных площадках, среди которых «СберМегаМаркет», Wildberries, Ozon и другие.
Опрос проводился в марте 2023 года. В исследовании поучаствовали 100 индивидуальных предпринимателей и владельцев бизнеса, которые работают с ЮKassa, а также сотрудники компаний и самозанятые.