Вчера, 21 апреля, на медиарынке произошло эпохальное событие: основатель «ВКонтакте» Павел Дуров, который возглавлял соцсеть более 7 лет, окончательно ушел из компании. Sostav.ru предлагает вспомнить, с чего начиналась соцсеть и как создавался ее бренд.
Увидеть историческое сообщение Павла Дурова на форуме СПбГУ стоит хотя бы потому, что за восемь лет «закрытое приложение» к студенческому порталу превратилось в символ российских социальных медиа. Именно харизматичный создатель «ВКонтакте» заставил говорить о новом проекте, во многом благодаря своим дерзким заявлениям. Он не скрывал, что искал форму для студенческого сайта и познакомился с американской разработкой — Facebook. Модель «социальная сеть», где в профилях используются только реальные имена и фотографии, пришлась по вкусу Дурову.
Основой «ВКонтакте» стала база данных по вузам, факультетам и кафедрам России. Однако команда сразу поняла, что ориентироваться только на студенческую аудиторию было бы ошибкой. «Для меня уже тогда важным было сохранение связей с бывшими однокурсниками, ведь я как раз заканчивал университет», — говорил Дуров. Благодаря этому ресурс получил универсальное название «ВКонтакте», а не «Студент.ру» или Studlist.
Осенью 2006 года проект находился на стадии тестирования. Первые функции появились 10 октября, ставшим Днем рождения «ВКонтакте». В ноябре была запущена открытая регистрация, а уже в январе 2007 Vkontakte.ru вошёл в число 50 наиболее быстрорастущих сайтов интернета. Планку в миллион зарегистрированных пользователей сайт преодолел в июле 2007-го, в ноябре ресурс привлек трехмиллионную аудиторию. В начале 2008 года обогнал всех конкурентов и с тех пор остается лидером Рунета в сегменте соцсетей.
В отличие от другого выстрелившего проекта — «Одноклассников» — «ВКонтакте» не ставил во главу угла монетизацию. Реклама не была основной целью существования сайта. Постепенно вводилась внутренняя валюта для повышения рейтинга и покупки подарков, появлялись приложения, реклама.
Сейчас соцсеть имеет собственную рекламную биржу и сотни сторонних сервисов, но по многим параметрам «ВКонтакте» далеко до конкурентов. Например, количество рекламных объявлений в левой колонке до сих пор ограничено двумя, а реклама в ленте представлена блоком с рекомендуемыми играми, тогда как Facebook не стесняясь занимает всю правую часть экрана и встраивает видеоролики с автозапуском.
Еще один несомненный плюс «ВКонтакте» для маркетологов — отсутствие edge rank, из-за которого Facebook обвиняют в вымогательстве денег за продвижение записей.
В последнее время команда «ВКонтакте» сама задает тренды в social media — совершенствует поиск, добавляет и развивает «фичи» вроде системы хэштегов. В 2011 году Дуров стал соучредителем фонда Start Fellows, который выдает гранты перспективным интернет-проектам. Соцсеть регулярно проводила конкурсы среди молодых программистов и поощряла их призами и работой.
Одновременно ресурс обвиняли в копировании западных форматов, пиратстве, недостаточной монетизации. В ответ Дуров показывал средний палец, передавал привет акционерам и инвестировал в покупку нового оборудования и беспрецедентные премии сотрудникам.
Усилия не прошли даром — согласно исследованию Mail.Ru Group, самой значительной месячной аудиторией среди соцсетей России обладают «ВКонтакте» и «Одноклассники», которые посещают более 52 и 42 млн пользователей соответственно. У Facebook этот показатель вдвое меньше — 25,4 млн. Такой компанию и оставил Дуров — с 21 апреля он не является генеральным директором соцсети.
Читать также
Тема недели: ВКонтакте попрощалась с Дуровым