Рынок мобильных приложений продолжает развиваться, из года в год наращивая объём и доходность. Мировые потребительские расходы на приложения, согласно отчёту Data.ai, в 2023 году выросли на 3% и достигли $171 млрд. Доля покупок со смартфонов и планшетов превысила 67%. По данным «Яндекс Маркета» и GFK, покупая с мобильных, люди почти в четыре раза чаще пользуются приложениями магазинов, чем сайтами. Подробности Sostav рассказали представители агентства «Мобио».
Лидеры ОС в России
Платформа Google Android лидирует на рынке мобильных ОС в России с большим отрывом 81,34% к iOS 18,64%. Учитывая силу происходящей диверсификации вендоров (Xiaomi, Samsung, Realme, Tecno, Apple, Honor и Huawei), при продвижении приложений оптимальной остаётся ориентация на привлечение пользователей Android и использование источников OEM-трафика.
«Яндекс» остаётся доминирующей поисковой системой у всех платформ — 64,26% против 32,25% у Google.
Изменения 2023 года в сторах
Компания Apple в октябре 2023 года разрешила российским разработчикам устанавливать платёжные соединения независимо от App Store при условии, что разработчик приложения зарегистрирован в России, а приложение для iPhone или iPad доступно исключительно на территории России. Для включения этой функции в приложение необходимо интегрировать специальное разрешение StoreKit External Purchase Link Entitlement. Комиссия за транзакции, осуществляемые с помощью данного способа оплаты, составит 27%, что несколько ниже обычных 30%.
Кроме того, к 6 марта 2024 года Apple обязана начать соблюдение закона о цифровых рынках (DMA), принятого Европарламентом. Изменения в политику установки приложений в Европе позволят пользователям скачивать и устанавливать приложения напрямую с сайтов разработчиков без необходимости использования App Store.
Компания Google ещё в августе 2022 года внесла изменения в правила программы для разработчиков Google Play и убрала запрет на использование сторонних платёжных систем.
RuStore с 1 января 2023 года вошёл в перечень программ, обязательных к предустановке на продающиеся в России устройства. С августа 2023 года Кабмин обязал устанавливать RuStore на гаджеты в России без учёта мнения владельца ОС. К концу 2023 года в RuStore было зарегистрировано 8 тыс. разработчиков, 30 тыс. приложений, а аудитория превысила 24 млн пользователей в месяц.
NashStore — российский альтернативный магазин приложений, через который можно устанавливать приложения, недоступные на официальных сторах. Он первым в России начал удалять VPN‑сервисы, которые позволяют обходить блокировки. На фоне приведения Роскомнадзором работы VPN‑сервисов к требованиям законодательства РФ, возможны блокировки некоторых сервисов в марте 2024 года во всех магазинах приложений, включая Play Market и AppStore.
Доходность
По данным Statista, в 2023 году общий доход мирового рынка приложений достиг $543,50 млрд, а также:
- более 1,5 тыс. приложений и игр заработали больше $10 млн;
- у 219 приложений — доход превысил $100 млн;
- 13 приложений заработали более $1 млрд; среди новых приложений, достигших отметки в $1 млрд: Royal Match, Google One, Max и Gardenscapes.
В России после февраля 2022 года наблюдался резкий спад показателей доходности, которые так и не восстановились за 2023 до уровня января-февраля 2022 года. К тому же, сервисы статистики и анализа, в частности Sensor Tower, после внесения изменений в Google Play и разрешения использовать сторонние способы оплаты, не могут отображать релевантные данные по доходности для платформы Android. Возможность сравнивать динамику доходности сохранилась только для iOS приложений.
В топ-5 наиболее доходных категорий на рынке РФ входят:
- Games;
- Social Networking;
- Photo & Video (шестое место в мировом рейтинге);
- Books (восьмое место в мировом рейтинге);
- Entertainment (третье место в мировом рейтинге).
При этом Games приносит 47% от суммы доходов всех категорий. А Social Networking, Photo & Video, Books, Entertainment суммарно охватывают 31%.
При анализе отношения доходности к количеству загрузок на первое место выходит категория Books с коэффициентом 3, при доходности $3 за загрузку. Несмотря на то, что категория Games занимает лидирующее положение по абсолютным значениям, её коэффициент доходности к количеству загрузок составляет 0,55, что ставит её на четвёртое место по прибыльности за одну загрузку.
- Books: коэффициент — 3.
- Social Networking: коэффициент — 0,8.
- Music: коэффициент — 0,6.
- Games: коэффициент — 0,55.
Общая динамика загрузок приложений
На мировом рынке в 2023 году количество загрузок осталось на уровне 257 млрд, добавив лишь 1% к прошлому году. Изменений не произошло и в загрузке игр, их часть составила 34%, то есть 88 млрд, от общего количества скачиваний. Совокупные загрузки App Store и Google Play:
- в первом квартале — понизились на 6%;
- во втором квартале — повысились на 3%;
- в третьем квартале — повысились на 2%;
- в четвёртом квартале — понизились на 2%.
По платформам в 2023 году загрузки также не были подвержены глобальным изменениям: скачивания на iOS увеличились на 3%, а Android упали на 4% по сравнению с прошлым годом. Российский рынок поддерживает мировые тенденции: на iOS количество загрузок увеличилось на 1%, на Android скачивания просели на 2%.
Небольшая просадка в количестве скачиваний может быть связана с значительным объёмом удалённых приложений из основных сторов. TechCrunch со ссылкой на данные аналитической компании SensorTower отмечает, что из российского сегмента App Store были удалены 6 982 мобильных приложения с начала СВО. При этом Россия продолжает оставаться в топе мобильных рынков по загрузкам (5,5 млрд установок), занимая шестое место.
В России возрастает доля скачиваний приложений из альтернативных сторов, таких как AppGallery, Galaxy Store, GetApps и отечественных RuStore, RuMarket, NashStore. По данным ТАСС, общее количество загрузок в RuStore превысило 56 млн. Также в России отмечена популярность приложений, которые были скачаны как APK-файлы. Российские пользователи, столкнувшись с удалением ключевых банковских приложений из Google Play и AppStore, таких, как «Сбербанк», ВТБ, «Тинькофф Банк», «Открытие», «Почта банк», а также других российских сервисов, например, авиаперевозчиков: S7, Nordwind и UralAirlines, всё больше доверяют APK.
Динамика категорий
По доле загрузок приложений в 2023 году как в России так и на мировом рынке, стабильно лидирует категория Games. В России доля загрузок игр у iPhone составляет 25,61%, что в два раза меньше чем у Android, доля загрузок которого составляет 53,47% и iPad, с показателями 57,13%, соответственно.
Категории Food&Drink и Travel на iPhone составляют 4,19% и 4,18%, и имеют большую долю, чем у Android —1,73% и 0,98% соответственно. Те же категории на iPad составляют 0,13% и 0,37%. Категория Shopping на iPhone имеет долю загрузок 8,53% против 4,61% у Android и 1,68% на iPad. Категория Education занимает 4,88% на iPad, при показателе в 1,45% у Android и 2,66% у iPhone.
Наименьшая доля загрузок на всех устройствах у категорий Weather и News. На Android и iPad в аутсайдеры с долей скачиваний меньше 1,5% попала категория Health&Fitness (1,36% и 0,24%) при 2,34% на iPhone.
По сравнению с 2022 годом наибольший прирост в России получила категория Travel (14,2%). Внутри категории Travel можно выделить ж/д- и авиаперевозки + сервисы такси, META и OTA поисковики, туристические фирмы, а также другие сервисы, необходимые во время путешествий.
На рост данной категории по сравнению с предыдущим годом повлияли сразу несколько причин.
- Постепенная адаптация потребителей к длительному периоду неопределенностей (COVID-19, СВО).
- Развитие туризма по отечественным направлениям.
- Уход с российского рынка приложений Booking.com и Airbnb, предоставляющих услуги по бронированию отелей и жилья. Вместо них появились новые участники, такие как «Отелло», МТС Travel, Mego.travel, и «Яндекс Путешествия», чьё приложение, только с учётом двух основных сторов, за 2023 год имеет более 3,8 млн скачиваний.
- Возможность оплачивать билеты и отели зарубежных компаний русской картой отражается на росте почти всех игроков MTA и OTA поисковиков и туроператоров.
Наибольший прирост в абсолютных значениях у приложений: Drivee, «Яндекс Путешествия» и «eMotion — VoIP звонки». Второе место по приросту скачиваний стала категория Productivity 11% с приложениями для работы, общения и VPN. Наибольший прирост абсолютных и относительных значений показал Free VPN Proxy by Planet VPN, который подрос с 1,8 млн до 19 млн. Остальные приложения, которые показали большой относительный рост, имеют эффект низкой базы. Также в топ-5 по абсолютному приросту в данной категории входят «VK Мессенджер», VPN Bucks, «VPN Белка» и «Госуслуги». Третье место по приросту скачиваний заняла категория Navigation, в которую входят различные карты, а также сервисы по заказу такси и аренде самокатов/велосипедов и каршеринг. Лидером в абсолютных загрузках стало приложение Yandex Maps and Navigator, обогнав Yandex Go, который до этого несколько лет подряд оставался бессменным фаворитом.
Прирост загрузок в 2023 году наблюдался у категорий Business (3,87%), Graphics & Design (3,37%) и Social Networking (2,59%). У Shopping и Games загрузки остались на том же уровне. Соответствует общей тенденции мирового рынка и незначительное проседание категорий Food & Drink и Lifestyle.
Остальные категории упали больше, чем темп падения рынка. Наибольший спад загрузок у категорий News (46,03%) и Weather с рекордными 54,41%. Удаление приложений многих банков из App Store и Google спровоцировало в России проседание категории Finance на 20,13%. Категория News переживает сокращение количества загрузок на фоне сильного роста в 2022 году из-за нестабильной политической обстановки.
Топ-3 по приросту загрузок на мировом рынке составляют категории Developer Tools (27%), Graphics & Design (20%), Travel (16%). Упали сильнее всего на глобальном рынке также, как и на российском, News (15%) и Weather (43%).
Динамика загрузок приложений на различных устройствах достаточно неоднородна. Огромный скачок в приросте на iPhone показала категория Graphics & Design (44,06%) при потере количества загрузок на Android на 7,69%. Категория Shopping сохранила количество загрузок 2022 года при существенном снижении на iPhone (9,13%) и iPad (15,51%) благодаря Android (+4,68%).
Категория Games в России поддерживает мировую тенденцию незначительного колебания на Android (-0,27%) и iPhone (+1,65%), снижаясь на 9,66% на iPad. Категория Weather, самая отстающая как на глобальном рынке, так и в России, на iPhone теряет лишь 7,81%, что лучше, чем у категорий Shopping и Music.
Показывая отличную положительную динамику на iPad (28,51%), категория Sports теряет загрузки на Android — на 28,47%. Категория Travel, лидер по наибольшему приросту в России, на iPad теряет скачивания на 11,32%.
Топ-10
Мессенджеры и маркетплейсы лидируют по количеству загрузок в России и стимулируют рост электронной коммерции в стране. На них придется 54% объёма рынка и 75% всех заказов к 2023 году, а общая стоимость составляет 3,4 трлн руб. Как и ожидалось, количество загрузок VPN также увеличилось. Приложение «Пятёрочка» попало в рейтинг благодаря миграции аудитории из старого приложения в новое.
Доля России на международном рынке
Максимальная доля присутствия России по количеству ежемесячных активных мобильных пользователей (MAU) у приложений YouTube, Telegram и VK : музыка, видео, мессенджер. Приложения Stumble Guys, Smart Security, Makeover salon: Makeup ASMR и Merge Miners потеряли российских пользователей в 2023 году.
Лучшие приложения 2023 года
Победители премии App Store 2023 года.
- Приложение года для iPhone — AllTrails.
- Приложение года для iPad — Prêt-à-Makeup.
- Игра года для iPhone — Honkai: Star Rail.
- Игра года для iPad — Lost in Play.
Победители премии Google Play Best of 2023.
- Лучшее приложение — Imprint: Learn Visually.
- Лучшая игра — Honkai — Star Rail.
- Лучшее приложение для нескольких устройств — Spotify.
- Лучшая игра для нескольких устройств — Outerplane.
- Приложение, выбранное пользователями, — ChatGPT.
- Игра, выбранная пользователями, — Monopoly go!
Виктория Шабанова, стратегический менеджер «Мобио»:
Если на рынке мобильных приложений в России в 2022 году главенствовала неопределённость, то в 2023 году и компании, и потребители уже полностью приспособились к новой реальности. Наблюдаются позитивные тренды развития альтернативных магазинов приложений и APK файлов, у разработчиков появилась возможность использовать альтернативные способы оплаты в Google Play и App Store, а также мы видим продолжающийся рост доли покупок со смартфонов. Однако не стоит расслабляться, так как надвигающийся релиз Privacy Sandbox в 2024 существенно повлияет на российский мобайл-рынок, ведь аудитория платформы Android в стране на конец 2023 года занимает около 81%.