Ритейл близко контактирует с людьми и ощущает любые перемены в обществе. Это особенно заметно на примере 2020 года, когда во время пандемии магазинам пришлось внедрять экспресс-доставку, открывать дарксторы и развивать бесконтактные сервисы. Но это было только начало глобальных перемен: в 2021 году уже никто не удивляется постоянным нововведениям в сфере торговли. Рынок розницы набирает обороты, тестирует новые инструменты и ищет точки соприкосновения с покупателем. Что ждет потребителей в ближайшем будущем? О трендах в ритейле Sostav рассказал Кирилл Смирнов, управляющий директор рекламного агентства IVK.
Искусственный интеллект на благо покупателей
Сначала людей заменили машинами: установили кассы самообслуживания и открыли первые беспилотные магазины. На очереди — повсеместное внедрение искусственного интеллекта. Он уже работает на благо зарубежных компаний, но в России ещё не так развит. На примере Amazon Go и Vivino можно спрогнозировать, как ритейл начнёт применять современные технологии машинного обучения в обозримом будущем.
- Персонализированные цены. С помощью алгоритмов искусственного интеллекта покупатель будет получать цены, актуальные конкретно для него. Только представьте: вы часто приобретаете молоко и сыр «Пармезан», поэтому вам будут доступны низкие цены на эти продукты, в то время как для остальных их стоимость останется стандартной. Кстати, компания CB Insights, которая анализирует технологии, предсказывает высокий спрос на индивидуальное ценообразование.
- Индивидуальные рекомендации продуктов. Искусственный интеллект поможет выбрать то, что по вкусу именно вам. Он будет запоминать покупки, а потом формировать список тех, которые скорее всего понравятся. Эта технология уже реализуется в приложении Vivino, оно учитывает предыдущие приобретения пользователя, сохраняет оценки и может подсказать, какой напиток придется по вкусу.
- Машинное зрение. С его помощью можно отслеживать выбор покупателя, передавать информацию на кассу, пока человек до неё идет, а также выдавать персонализированные рекомендации для покупок. Похожим образом работают умные тележки Amazon Go. Они оснащены искусственным интеллектом и считывают, какие товары человек положил в корзину. Покупатель может даже оплатить товар, не подходя к кассе: деньги списываются на выходе из магазина. Кстати, в России высокими темпами растет спрос на видеоаналитику. Как рассказали на пресс-конференции Telecom Daily, объём рынка видеоаналитики составил 11,1 млрд руб., что на 14,2% больше, чем годом ранее.
Автоматизация и роботизация для упрощения логистики
С каждым годом растет доля покупок в интернет-магазинах, поэтому открытие складов и дарксторов — логичный этап в развитии ритейла. Но собирать заказы в скором времени будут автономные мобильные роботы (AMR) или коллаборативные роботы (cobot), работающие в связке с человеком. Они возьмут на себя все этапы работы с товаром: от перемещения коробок до упаковки и сортировки грузов.
Но роботы нужны не только на складах: скоро они заменят курьеров на близкие расстояния. Например, Amazon Prime Air доставляет заказы с помощью дронов, «Яндекс» тестирует роботов-доставщиков, а Сбер разрабатывает робота-дезинфектора помещений.
Социальная коммерция: покупки без отрыва от соцсетей
Согласно докладу We Are Social, социальными сетями пользуется 51% населения планеты. Это более 3,5 миллиардов человек! Конечно, оставить без внимания такой факт невозможно. Ритейл активно развивает этот канал продаж: появляются магазины внутри соцсетей, а также коллаборации между платформами онлайн-торговли и соцсетями.
Например, магазин внутри соцсети Facebook даёт возможность запустить таргетированную рекламу на выбранный товар, провести прямой эфир, написать личное сообщение покупателю и увидеть статистику объявлений. Скорее всего, в обозримом будущем люди будут совершать покупки продуктов и FMCG-товаров не выходя из соцсетей. По прогнозу Insider Intelligence социальная коммерция в США вырастет на 35% к концу 2021 года.
Дополненная и виртуальная реальность
Игры про покемонов, появляющихся на карте с помощью дополненной реальности, привели к серьёзному скачку в других сферах. С помощью AR-технологий компании дают покупателям возможность «примерить» товар перед покупкой. Например, в приложении IKEA есть возможность поставить мебель из каталога в свою комнату и оценить результат изменений. Эта технология значительно облегчает жизнь покупателям и стирает грань между магазином и домом: возникает эффект «магазина в вашем доме». То есть можно примерить все варианты мебели, выбрать наиболее подходящий, сразу же положить его в корзину и оплатить. Всё! Никаких длительных поездок в торговые центры, очередей и потерянных нах это выходных.
Кстати, виртуальную и дополненную реальность используют для примерки косметики (L'Oreal) и для подбора очков (Warby Parker).
Купи сейчас — заплати потом: модель BNPL
Модель «Buy now, pay later» (BNPL) активно развивается в США: люди покупают товар и оплачивают его частями без переплат в течение определенного срока. Это новая веха в развитии краткосрочного финансирования, которая приходит на смену классическим кредитам. Она выгодна для продавца, покупателя и оператора сделки: человек получает желаемое без промедлений, продавец увеличивает объём продаж и получает всю сумму сразу, а оператор сделки зарабатывает на процентах от просрочки платежа.
По данным Strawhecker Group, 39% американцев уже воспользовались схемой BNPL и остались довольны.
Летом этого года крупнейших американский ритейлер Walmart заявил, что заменяет стандартную возможность отсрочки оплаты покупки на модель BNPL. В России первый BNPL-сервис «Долями» был запущен в апреле 2021 года. Его разработал банк «Тинькофф».
Как отметил журнал Wall Street Journal, эта схема оплаты особенно популярна у молодых людей: они не хотят пользоваться кредитками и утопать в долгах, как это происходит с их родителями.
Забота о здоровье покупателей
Сохранение здоровья — это главный тренд, который сказывается и на ритейле. Пандемия серьёзно изменила привычки людей: увеличился спрос на товары для личной гигиены и уборки помещений. Об этом говорится в исследовании Nielsen.
Ритейл должен отметить эти изменения и определить, как помочь покупателям и сотрудникам вести здоровый образ жизни. Уже сегодня на входе в магазин стоит санитайзер и коробка с бесплатными одноразовыми масками для лица, но это только начало.
Что нас ждет?
Рынок ритейла с каждым годом все больше заботится о покупателе: создаёт удобные форматы покупок, увеличивает скорости сборки и доставки, облегчает оплату, откликается на сиюминутные потребности. Комфорт и удобство — вот главные критерии выбора площадки для покупок среди потребителей. Даже цена уходит на второй план, если человек знает, что через 15 минут в его квартиру принесут ингредиенты для приготовления обеда.
Реклама в ритейле тоже становится все более человечной: она вызывает чувства и эмоции, за которыми следует стремление пойти в магазин и купить желаемое. Слоганы про скидки и акции остались в прошлом.
Поэтому компании, которые не следуют за трендами и не считаются с потребностями покупателей, испытают сложности и будут вынуждены принимать решение, хотят ли они идти в ногу со временем.