Минкомсвязь и Роспечать подготовили законопроект, согласно которому издательские дома смогут списывать до 30% нереализованной печатной продукции без уплаты налогов, сообщает РБК со ссылкой на представителей ведомств.
Согласно подготовленному документу, издатели смогут списывать без уплаты налога бракованную, утратившую товарный вид, а также нереализованную продукцию. Авторы законопроекта предлагают также уменьшить срок реализации книг с 24 до 12 месяцев, поскольку распространители возвращают издателям нераспроданную продукцию через год. Действующая редакция Налогового кодекса РФ предусматривает льготу на списание до 10% тиража, при этом реальный показатель возврата печатной продукции в 2019 году составил в среднем 40% от тиража, указано в пояснительной записке к законопроекту.
Разница между положенными 10% и реальным процентом списанной продукции облагается так называемым налогом на внереализационные доходы, объясняет исполнительный директор Союза предприятий печатной индустрии Елена Шитикова. Кроме того, многие издатели используют упрощенную систему налогообложения, чтобы снизить свои расходы, однако зачастую распространители возвращают нереализованную продукцию на условиях обратного выкупа, то есть с учетом НДС. Поэтому издатели вынуждены доплачивать распространителю за свой же нераспроданный товар. В итоге рынок периодики теряет миллиарды рублей. Если законопроект будет принят, рынок сумеет вернуть приблизительно 1,7 млрд руб., полагает Шитикова.
Об этих мерах издатели просят уже несколько лет. Ведомствам подготовить такой законопроект поручил Минфин, которому, в свою очередь, отдал поручение первый заместитель председателя правительства Антон Силуанов. Премьер-министру такое распоряжение дал президент Владимир Путин по итогам встречи с руководителями российских печатных СМИ.
Тираж российских печатных СМИ в 2018 году уменьшился на 8−10%. Продажи составили порядка 2 млрд руб. Доходы сегмента падают, несмотря на поддержку из бюджета и льготную ставку НДС. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, доходы печатной прессы от рекламы в 2018 году упали на 12%, до 18 млрд руб. В первом квартале 2019 года падение продолжилось в том же темпе.