Книжные издательства фиксируют рост бюджетов на продвижение новых книг. Так, в «Эксмо» в I квартале 2023 года расходы на продвижение новых книг увеличились на 50% к аналогичному периоду 2022 году, а в издательствах «Росмэн» и «Рипол классик» — более чем на 100%, сообщают «Ведомости».
По итогам 2022 года маркетинговые затраты крупных российских издательств составляли порядка 8−12 млн руб. на компанию, в I квартале 2023 года они увеличились. Одна из причин — увеличение затрат на продвижение книг на маркетплейсах, говорит директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов.
Гендиректор «Эксмо» Евгений Капьев это подтверждает: «На этих e-com-платформах довольно легко отслеживать эффективность вложений в маркетинг книг — они напрямую влияют на продажи».
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что именно рост затрат на рекламу на маркетплейсах — ключевой фактор увеличения маркетинговых бюджетов издательств. Эффективным инструментом для увеличения продаж стало продвижение новинок через систему рекомендаций.
Другой фактор — рост затрат издательств на перформанс-рекламу в интернете, в том числе на таргетинг и контекстные объявления, добавляет Кузнецов. Ранее издательства активно сотрудничали с книжными блогерами по бартеру и публиковали у них нативную рекламу, однако она работает на аудиториию значительно хуже.
Еще один фактор роста рекламных бюджетов — высокая конкуренция за внимание и деньги потребителей с производителями других видов контента. По оценке участников рынка, рост маркетинговых бюджетов издательств продолжится и по итогам 2023 года составит 100−200%.
Ранее стало известно, что издательства ищут способы выпускать и продавать книги, содержащие пропаганду ЛГБТ. Запрет на публикацию такой литературы в России заставляет их выходить в соседние страны, налаживая реализацию в Белоруссии и Казахстане.