Sostav.ru
04.04.2019 в 12:00

Изоляция Рунета: что изменится для бизнеса

Оценки экспертов последствий для бизнеса от ограничения Рунета колеблются от катастрофических до умеренно плохих

1

В феврале 2018 года депутаты Госдумы РФ большинством голосов одобрили в первом чтении законопроект, который позволяет властям в случае необходимости изолировать российский сегмент интернета от глобальной Сети. ИОМ «Анкетолог» провел опрос и выяснил, как относятся россияне к документу, уже получившему в народе название «закон об отключении интернета». Большинство опрошенных выразили негативное отношение к этой инициативе, Но у тех, кто занят в бизнесе, может быть и другое мнение. Sostav задал несколько вопросов представителям агентств, активно использующих диджитал-коммуникации.

Сразу скажем, что общее отношение тех, с кем нам удалось поговорить, к возможной изоляции Рунета отрицательное.

«Довольно сложно вообще в подобное поверить, — говорит Фара Кучкаров, директор по стратегии Depot branding agency. — Даже не потому, что такого не может произойти в принципе — добавляется эмоциональное восприятие этого факта. Потому, что большинство людей, разумеется, думает об этом исключительно как о прецеденте, как об ограничении безусловных личных прав. Напомню, что уже выросло поколение, которое к интернету относится как к электричеству: оно просто есть, его отсутствие или ограничение нереально.

Если согласиться с той мыслью, что основным капиталом индустрии 4.0 являются все же данные и информация — то потери будут колоссальные. Но, тем не менее, это никак не отменяет «аналоговой» стороны бизнеса (разумеется, если не говорить про интернет-компании и сектор IT вообще). Осмелюсь предположить, что в России довольно много компаний до сих пор не сильно зависят от «этих ваших интернетов», имеют факсы и стационарные телефоны. А электронную почту и аккаунты в соцсетях имеют «постольку — поскольку». Для них прямые потери будут не так велики, только в привязке к потерям конкретной отрасли в целом".

Фара Кучкаров, директор по стратегии Depot branding agency

Сильнее всего, на мой взгляд, пострадают даже не существующие классические или прикладные бизнесы, типа сельского хозяйства или металлургии, а именно созидательные отрасли: наука в целом, R&D всех отраслей (в России сейчас-то с этим так себе), проектирование, инженерия. Пострадают комплексные/интегрированные отрасли, типа машиностроения или авиации. Достанется логистике, технологическому производству, инновационным видам бизнеса, международникам и всем компаниям, чей бизнес завязан на контенте (медиа, игровая индустрия, паблишинг, аналитика). То есть, все те, кто зависит от качества, актуальности и разнообразия информации и данных, в убытке однозначно.

«Вот мы, к примеру, пострадаем наверняка, — продолжает Кучкаров. — Хотя сложно сказать в чем именно: в деньгах или в качестве продукта. Учитывая, что закон этот обсуждается сейчас людьми, которые вряд ли разбираются в том, как «устроен» интернет — становится, конечно, страшно. Но, почему-то, я уверен, что эти люди хотя бы способны подумать о бизнесе. Ведь озвученная инициатива нужна для «вопросов национальной безопасности», а не для того, чтобы экономика страны умерла в одночасье».

«Вредный для российского бизнеса закон о суверенизации российского сегмента интернета создаст угрозу колоссальных потерь в экономике, — полагает Анна Стец, руководитель группы по контекстной рекламе Nectarin. Будет нанесен удар по конкуренции, которая является залогом здорового развития бизнеса. Например, отсутствие конкуренции между рекламными платформами повлечет за собой рост цен на продвижение в интернете, стагнацию сферы торговли и рекламного рынка как в online, так и в offline, спад развития малого бизнеса.

Анна Стец, руководитель группы по контекстной рекламе Nectarin

Под запрет попадут сервисы, которые бизнес использует для работы и которые основаны на зарубежных хостингах и серверах: интернет-банки и платежные системы, интернет-магазины, мэссенджеры, соцсети, ресурсы для бронирования билетов и отелей, видеохостинги, обновления и поддержка иностранного ПО и др.

Эмоциональный фон отношения людей бизнеса к возможному ограничению всемирной сети определяется еще и тем, что, говоря образно, «только жить начали».

«В 2018 году интернет впервые стал самым крупным медиа сегментом российского рекламного рынка, оттеснив на второе место телевидение, — констатирует Кристина Ветрова, коммерческий директор Advark. — При этом интернет продолжает оставаться наиболее динамично растущим сегментом. Объем рынка интернет-рекламы вырос на 22%, а динамика сегмента ТВ превысила всего лишь 9%.

Кристина Ветрова, коммерческий директор Advark Video Advertising Platform

Если Рунет будет изолирован, конечно же, это скажется на рекламных бюджетах. Часть рекламодателей сократят рекламные бюджеты вовсе, а другая часть будет перераспределять в сторону отечественных игроков. Если рассматривать перераспределение бюджетов на отечественных игроков, то картина получается следующая, бюджет контекстной рекламы в перераспределении составит примерно 25%, онлайн видео реклама 15%, реклама в соц. сетях 10%. Для российских компаний, с точки зрения бизнеса, конечно же ситуация получается очень выгодной, так как будет увеличение оборота. И тогда сильно вырастут доходы у российских сервисов и e-commerce направления.

Алексея Пашкова, CEO i.com

В краткосрочной перспективе последствия изоляции Рунета будут однозначно отрицательными. Сократится количество клиентов, будет ограничен доступ к качественному контенту, сложнее будет обучать и мотивировать команду. Что ожидать в долгосрочной перспективе, сложно предсказать. «Цифровой занавес» будет влиять на общий экономический фон. Потери бизнеса могут составить 25% - 30% в краткосрочной перспективе.

Дмитрий Лазарев, руководитель OTM World Wide, настроен философски: «Изоляция Рунета в моменте (1−3 года), в целом не так страшна. Пользователям будет не комфортно, но кто об этом думает? Они сами голосовали на выборах и выбрали путь развития страны».

Дмитрий Лазарев, CEO OTM World Wide

В долгосрочной перспективе рынок, являясь функцией от экономики страны, будет с ней развиваться/не развиваться. Скорее всего, стагнировать. Падение оборота из-за стагнации и низкой конкуренции будет компенсироваться ростом цены контакта.

Для локального бизнеса в первую очередь Big Tech и лидеров сегментов, в моменте (1−3 года) — увеличение бюджетов. Они разделят деньги Google, Youtube, Facebook. Так же из-за низкой конкуренции, последует увеличение стоимостей для рекламодателей, что будет компенсировать падение оборота из-за общей стагнации экономики.

Компаниям, работающим из РФ на мир, будет плохо, их рынок умрет. Но можно легко решить проблему — надо изменить юрисдикцию, переехать и продолжать работать по ту сторону границы.

У компаний, покупающих трафик на РФ у зарубежных источников будут неразрешимые проблемы.

Компании, использующие сервера вне РФ, будут вынуждены перенести их в РФ, что несколько увеличит себестоимость.

Начнется экспансия на небольшие, но открытые рынки СНГ и немногочисленных стран-союзников РФ, но это не принесет много денег.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.