Креативное агентство We Are Social совместно с компанией Meltwater опубликовали ежегодный глобальный отчет о цифровых технологиях за первое полугодие 2024 года. Внутри — статистика соцсетей, изменения рынка цифровой рекламы и поведения пользователей. Редактор Sostav внимательно изучил 483 страницы отчета и выделил самое главное.
Картина широкими мазками
Тотальное погружение человека в Сеть и растущее разнообразие используемых им гаджетов — не гипербола, а данность. С 2014 года число интернет-пользователей увеличилось практически вдвое и достигло пяти с половиной миллиардов человек — 67% всего населения Земли. Мужчин в интернете чуть больше, чем женщин.
Смартфонами владеют 97% интернет-пользователей возрастной категории 16+. Более половины из них — собственники ноутбуков или ПК. Геймеров с консолями — 18,7%. Персонаж Владимира Машкова в фильме «Разговоры» был скептичен: «Танки уничтожат все». Все да не всех.
Восточная Европа по соотношению интернет-пользователей к общей численности жителей региона занимает пятую строчку из двадцати. В России интернетом пользуется 90% жителей, а страной с самой низкой численностью юзеров глобальной сети оказалась Северная Корея. Не забывайте — в Пхеньяне всегда солнечно!
Не на всех парах
Проникновение интернета в России высокое, а вот проникновение России в интернет — как минимум небыстрое. Медианная скорость мобильной передачи данных в нашей стране — 25,5 Мбит/с. Это в два раза медленнее среднемирового показателя — 52,5 Мбит/с. Либо мы замедляемся вместе с YouTube, либо необъятные просторы дают о себе знать.
Самый быстрый мобильный интернет — в Арабских Эмиратах. Безоговорочный лидер значительно обгоняет остальной мир — 309,7 Мбит/с.
С проводным интернетом у нас все хорошо: медианная российская скорость подобралась к среднемировому показателю — 93,7 Мбит/с — и составила 87,7 Мбит/с.
Счастливые часов не наблюдают
Среднемировое время, которое человек проводит в интернете ежедневно, составляет шесть с половиной часов. Пользователи предпочитают смартфон ноутбуку или ПК. В России «черное зеркало» куда менее черное, чем в остальном мире — в среднем мы тратим в Сети восемь с половиной часов. Топ-5 мирового рейтинга, на секундочку.
Мобильным интернетом пользуется 96% российских серферов. С помощью ноутбуков и ПК в Сеть выходят 80% — это на 16% выше среднемирового показателя.
Согласно данным Росстата, в Кировской области самое большое число абонентов мобильного широкополосного доступа к интернету в расчете на 100 человек — 375. Не удивляйтесь такой арифметике — фактически это 3,75 SIM-карты на человека.
Что в имени тебе моем?
Наиболее частая причина выхода в Интернет — поиск информации. В авангарде поисковиков по-прежнему Google, с переменным успехом отбивающийся от обвинений американского ФАС в монополизме.
Для поддержки связи с друзьями и близкими Сетью чаще всего пользуется молодежь в возрасте 16−24 лет. Среди других популярных целей — скроллинг новостей и просмотр видео. Если вы хватаетесь за телефон сразу после пробуждения, вас посчитали.
Меньше всего интернет используют для проведения бизнес-исследований. Неудивительно, что мем «Просчитался, но где?» так популярен.
В период пандемии погружение в Сеть было вынужденно глубоким. Домашний арест закончился, но выныривать никто не стал, хотя видеозвонки стали чуть менее популярными.
Джеффри, но не Эпштейн
С 2022 года еженедельные онлайн-покупки слегка просели, но в интернете по-прежнему шопится больше половины пользователей. Эпицентр интернет-торговли — Азия. Таиланд, Южная Корея и Поднебесная — лидеры сегмента. Не «четыре азиатских тигра», но тоже впечатляет.
Amazon Безоса — самый популярный маркетплейс в мире. Отечественные «дикие ягодки» на 11 месте мирового рейтинга, Ozon на 15, Авито — на 19. Поводы для гордости есть.
Андрей Макеев, E-Commerce директор креативного коммуникационного агентства SOCIALIST , отметил устойчивый рост спроса на рекламные кампании в Ozon в этом году: примерно две трети приходящих брифов так или иначе связаны с этим маркетплейсом. Такая позиция совпадает с оценкой Арсения Балашова, руководителя Telegram-направления аналитического центра Feedback , согласно которой российские потребители отдают предпочтение Ozon и Wildberries, привлекающим более 70% и 65% пользователей соответственно.
Открытость Ozon к работе и партнерствам с рекламными агентствами подчеркнул Василий Жабин, директор по стратегии и медиа JAMI LUP.
It’s a woman’s world
Гендерные паттерны угадать несложно. Да, в онлайн-шопинге женщины всех возрастов активнее мужчин. Кто-то сомневался? Вот три главных фактора, влияющих на онлайн-покупки:
- бесплатная доставка;
- скидки;
- отзывы клиентов.
Согласно данным исследования, с наименьшей вероятностью к успешной сделке приведет клик в соцсетях с дальнейшим переходом на страницу продукта. Чаще всего на сторонние сайты переходят пользователи Facebook (запрещенная в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской организацией в России). Россия — исключение. У нас доля веб-трафика, поступающего из запрещенной соцсети, всего 3,5%. Полная противоположность лидирующей с показателем 95% Венгрии.
Несмотря на то что для большинства пользователей вопрос выбора соцсети при выборе продукта не является принципиальным, чаще всего за брендами следят в Instagram (запрещенная в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской организацией в России), Facebook и TikTok. Их догоняют Pinterest и Х. Чаще этим заняты женщины — мужчинам остается их щедрость.
Какие товары ищут чаще остальных? Первое место в запросах Google занял поиск iPhone. На втором месте Nike. Южнокорейский Samsung — главный конкурент Apple — преследует соперника, разместившись на третьей позиции списка. Мало кто готов добровольно отказываться от прихрамывающих продуктов Тима Кука.
49% жителей России, пользующихся Сетью, покупают товары в интернете хотя бы один раз в неделю. Средний показатель в мире — 54,5%. Данные Росстата за 2023 год немного отличаются — по их сведениям людей такой категории 61%. На протяжении последнего десятилетия сохраняется уверенный рост таких покупателей.
Деньги в цифровом матрасе
Согласно исследованию банковскими, инвестиционными и страховыми услугами на сайтах и в приложениях пользуется ежемесячно всего 11% россиян, хотя средний показатель в мире — 38,6%. Цифра разительно отличается от той, что приводят отечественные исследователи. По данным аналитического центра НАФИ, в 2023 году мобильным банкингом пользовалось 70% россиян.
Уровень использования мобильных приложений, отмеченный иностранцами как ниже среднего — 15% против 24% — тоже вызывает сомнение. Достаточно посмотреть на экран своего смартфона.
Ксения Клапп, Digital Media Head креативного коммуникационного агентства SOCIALIST :
Интернет-банкинг, с одной стороны, удобный и доступный многофункциональный сервис, который позволяет пользователям управлять личными финансами круглосуточно из любого места с доступом в интернет, что значительно экономит время. Еще одно его достоинство — экономия на комиссиях за транзакции: условия интернет-банкинга обычно выгоднее, чем при использовании традиционных банковских услуг.
Но есть и ряд серьезных недостатков. Например, недостаточная безопасность. Несмотря на высокий уровень защиты, существует угроза утечки персональных данных и кражи средств через Интернет.
Ирина Поляшова, директор по развитию агентства MediaNation :
Интернет-банкинг России — впереди планеты всей. Приложений такого уровня по качеству исполнения, поддержки и дизайну сложно найти во многих зарубежных странах. Также на высоте интеграция банков с брендами по партнерским программам и кешбэку.
В отличие от шопинга распоряжение цифровыми финансами на глобальном уровне — это прерогатива мужчин. Неужели патриархат еще жив?
Владельцев криптовалюты с июля 2022 года стало меньше. И это еще авторы исследования не видели августовского пике биткойна. Предпочитают приобретать крипту в основном люди в возрасте 25−34 лет, но в любом случае стоит подумать перед тем, как врываться в темку.
Поболтать и посмотреть
Сегодня просмотр онлайн-видео вытеснил традиционное ТВ. Выбор между программой «Время» и бесконечной лентой рилсов, клипов или шортсов очевиден. Самым популярным мобильным приложением для просмотра видеоконтента в мире оказался YouTube. Но российский рынок сейчас находится в точке слома парадигмы, готовя почву для альтернатив главному видеохостингу планеты.
По мнению Ирины Поляшовой, YouTube в топе среди всех видеохостингов России: им пользуются больше 55 миллионов человек, а до замедления работы видеохостинга он демонстрировал уверенный рост — на 10% по отношению к прошлому году. При этом она отметила укрепление позиций Rutube и VK Видео.
Аудитория соцсетей растет быстрее всего. Сейчас она составляет 5,17 миллиарда человек. Более чем двукратный прирост за последнее десятилетие.
Численность пользователей быстрорастущего Telegram составила 900 миллионов человек. Согласно данным доклада Минцифры «Интернет в России 2022−2023 годах», 86% аудитории Telegram используют его для личной переписки, 63% — для общения в групповых чатах, 52% — для рабочей переписки с коллегами. При этом 54,7% россиян не могут представить свою жизнь без социальных сетей.
Свет в конце VK
38% руководителей планируют увеличить свои расходы на рекламу в социальных сетях в 2024 году. При этом практически такое же количество управленцев оставит свои траты на прежнем уровне. Средняя стоимость одной тысячи проданных показов рекламы в социальных сетях во втором квартале 2024 года составила 4.40 USD.
Арсений Балашов называет VK и Telegram главными бенефициарами рекламных размещений. Эксперт отметил и YouTube, подчеркнув, что сейчас у рекламодателей есть неопределенность насчет дальнейшего продолжения работы с видеохостингом. И тем не менее значительного сокращения рекламы там ожидать не стоит.
Арсений Балашов, руководитель Telegram-направления аналитического центра Feedback :
За последние два года российские пользователи социальных сетей и медиаплатформ заметно изменили свои предпочтения. Согласно опросам населения, лидерами по времени использования стали Telegram, VK и YouTube. С уходом популярных иностранных платформ наблюдается значительный рост аудитории VK. Он обусловлен не только уходом конкурентов, но и улучшением функционала и интерфейса, а также эксклюзивным контентом, что делает его привлекательной соцсетью для всех возрастов. Дзен также демонстрирует рост пользователей, становясь альтернативой зарубежных соцсетей.
Сергей Демидок — руководитель отдела маркетинга агентства Реклама и человек — в работе с клиентами направляет фокус на VK и Telegram, основываясь на исследованиях компании Mediascope, которые подтверждают активный рост этих площадок.
Согласна с этим и Алина Фомина, руководитель направления консалтинговых услуг E-Promo Group , назвав VK безусловным лидером по ежемесячному количеству посещений в России.
Ирина Поляшова, директор по развитию агентства MediaNation :
Из отечественных соцсетей очевидным фаворитом является VK. В свете последних событий наблюдается повышенный спрос к VK Видео, что непосредственно работает в плюс и для основного приложения.
Особый разговор — Telegram. Принято относить его к мессенджерам, но сейчас уже смело можно сказать, что это соцсеть. Месяц от месяца он показывает уверенный рост — это лето не стало исключением. К прошлому году Telegram вырос на целых 18%.
В сухом остатке
Исследование We Are Social и Meltwater — при всей своей полноте и скрупулезности — сенсацией не стал. Сеть и потребительское потребление в России развивается в русле общемировых тенденций. Мы склонны зависать в Сети на любых устройствах — возможно, это наш инструмент эскапизма. Позиции Wildberries, OZON и Aвито в списке крупнейших мировых маркетплейсов не могут не радовать. VK растет, YouTube слишком популярен, чтобы умереть незаметно.
Неточности в данных, которые касаются России, делают еще более актуальными слова Федора Тютчева про нашу страну: «…аршином общим не измерить». Словом, все как мы любим.