Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
25.10.2020 в 11:00

Договор без мелкого шрифта: как правильно выстроить работу с подрядчиками по рекламе

Об определении целей, избежании ошибок и составлении ТЗ

3

В каждой компании бывают срочные задачи. Но даже если выполнить их требуется «еще вчера» и подрядчики уже найдены, ни в коем случае нельзя пренебрегать проработкой договора. В ином случае можно остаться без денег, зато с непредсказуемым результатом. О том, как составить соглашение, рассказала директор по развитию группы компаний «Альтфина» Елена Райтс.

Не бойтесь совершенства, оно недостижимо

Идеальных универсальных договоров не бывает. У каждой из сторон свои требования и пожелания. Но одно дело — идти на компромиссы (увеличивать бюджет, сроки, пересматривать перечень услуг), и совсем другое — поставить свои интересы под удар.

Важно составить такой договор, который не ущемляет права ни заказчика, ни исполнителя и имеет четкие определения (термины).

Как действовать, когда вы на стороне заказчика?

Определяемся с целью

Прежде всего нужно определиться с целями и понимать, для чего вы нанимаете подрядчиков и каких.

Цель — это не «хочу много продаж». Много — это сколько? Хочу — когда? Клиентов — откуда? Цена клиента — какая? Правильно сформулированная цель может быть такой: «Получить 200 лидов стоимостью до 100 руб. за один месяц через РСЯ (рекламная сеть «Яндекса»).

При этом важно договориться, какой смысл вкладывается в понятие «лиды» и через какие каналы будет достигаться заявленная цель.

Обязательно должна быть возможность оценить качество лидов. Валидность означает, что лиды удовлетворяют вашему запросу — например, женщина 35−45 лет, домохозяйка — потенциально их можно перевести в категорию клиентов. Без этого велик риск столкнуться с накручиванием показателей.

Для кого мы это делаем?

Важно, чтобы у вас был ответ на этот вопрос. Увы, но до сих пор многие компании вступают в борьбу за клиентов, не понимая, кто же их целевая аудитория, или неверно ее определяя. А ведь чем точнее будет составлено ее описание, тем выше эффективность ваших действий.

Семь ошибок в составлении договора

Помимо стандартных пунктов, которые обеспечивают интересы только исполнителя, для заказчика важно указать специфические моменты. Часто упускают:

  1. Словарь с расшифровкой всех терминов и понятий. Без него при возникновении спорных ситуаций шансов отстоять свои интересы в суде нет.
  2. Грамотное приложение с этапами, брифом, техническим заданием, таймингом реализации проекта и полным перечнем услуг. Например, если подрядчик занимается исключительно продвижением в поисковых системах (SEO-оптимизацией), то в приложении указывается перечень работ по этапам. Отдельным приложением оформляется смета к этому перечню.
  3. Понятие «отчетного месяца». При формулировке «Исполнителем предоставляется ежемесячный отчет» без установленных сроков он может исчисляться с даты подписания договора, акта и т. п., по правилам гл. 11 ГК РФ и оканчиваться в любое число месяца. Другой вариант определения — как календарный месяц по ФЗ «Об исчислении времени» — начинаться в первое число месяца и заканчиваться последним (от 28-го по 31-е).
  4. Требования по форме и содержанию отчетов. Без утвержденных характеристик с исполнителя снимается ответственность за подтверждение результатов работ.
  5. Уточнения. Например, «Заполнение брифа Исполнителем совместно с Заказчиком». Требуется уточнение «Заполнение брифа (Приложения № НОМЕР «Форма брифа»).
  6. Штрафные санкции для исполнителя. В интересах заказчика указать пункт: «В случае нарушения Исполнителем сроков, установленных в пунктах ХХ настоящего Договора, Исполнитель по письменному требованию Заказчика обязан уплатить неустойку за каждый день просрочки в размере 0,1% от размера ежемесячной стоимости работ, указанной в пункте ХХ настоящего Договора».
  7. Если подрядчик не согласен с вносимыми изменениями, необходимо создать протокол разногласий, в котором заказчик обосновывает позицию.

Как составить техническое задание

Давайте разберемся на примере создания сайта.

Техническое задание на разработку сайта — это многостраничный документ, в котором в обязательном порядке указываются все требования — от технических характеристик до структуры.

Этапы подготовительной работы с сайтом:

  • Разработка семантического ядра. СЕО-специалист подбирает ключевые слова, по которым будет виден сайт.
  • Анализ конкурентного рынка.
  • Разработка структуры сайта. Она выполняется на базе семантического ядра непосредственно с учетом конкурентной среды.
  • Если у вас нет семантического ядра и структуры сайта, подрядчики будут работать вслепую, не зная, в чем, зачем и как.

Зачем вам CJM?

На следующем этапе необходимо разобраться, как потребитель взаимодействует с вашим продуктом. Для этого разрабатывается CJM (customer journey map) — с помощью визуальных эффектов этот инструмент помогает организовать данные о покупателях.

Карта составляется от первого лица и на примере условного Ивана Ивановича, позволяет пройти путь от желания купить ваш товар или воспользоваться услугой до его реализации. Это нужно, чтобы найти ответы на главные вопросы: «Почему у меня не покупают?» и «Как это исправить?».

Имея на руках эти данные, можно переходить к непосредственной реализации сайта.

  • Разработка прототипов. Для этого мы используем сервис для разработки интерфейсов Figma.
  • На базе утвержденных прототипов делается дизайн.

Важно: требования к дизайну прописывается в отдельном документе — UI-ките. Это набор элементов пользовательского интерфейса — в него включено все, что видит посетитель на сайте (поля, кнопки, стрелки, иконки соцсетей и т. п.), а также администратор в панели управления.

Разработка UI-кита — отдельная услуга. Она стоит от 20 тыс. руб. и выше, в зависимости от статуса дизайнера.

Если UI-кита нет, необходимо включить пункт ТЗ, посвященный дизайну.

Что дополнительно включает ТЗ на дизайн:

  • референсы (список сайтов или страниц, которые понравились);
  • примерный макет или фирменный стиль (если есть);
  • пожелания к визуальной составляющей (верстке, шрифтам, отступам);
  • требования к пунктам, которые не может изменять дизайнер;
  • примеры контента для размещения (макеты, баннеры, тексты, картинки);
  • список языков (при разработке интернациональной версии).

Если в компании нет специалистов в данной области (часто бывает в сегменте малого и среднего бизнеса), разработку ТЗ лучше доверить профессионалам. Слишком дорого обойдется исправление ошибок и устранение недочетов, заложенных на этапе планирования.

Техническое задание составляется на базе брифа. Если потенциальный исполнитель просит вас написать свои пожелания в свободной форме — это уже повод насторожиться. У качественно работающей студии всегда есть свой образец для заполнения.

В крупных компаниях ситуация иная. Как правило, там есть собственная инхаус-команда, обладающая достаточными навыками и опытом для разработки грамотного технического задания.

Принцип одного окна: за или против?

На рынке услуг представлены компании различного масштаба. Чем они крупнее, тем больший ассортимент услуг предлагают. Значит ли это, что лучше выбрать крупное агентство полного цикла?

При выборе исполнителя важна экспертиза — статус, отзывы, рейтинг. Однако даже найдя лучший на ваш взгляд вариант, не торопитесь заключать договор на комплекс услуг.

Обращаясь в агентство, вы попадаете в «пищевую цепочку» — просто переплатите посреднику, который заложит свою маржу и так же, как и вы, найдет исполнителя.

Мой совет — всегда заказывайте только те услуги, на которых специализируется выбранная компания.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.