В России индустрия MarTech начала популяризоваться пять лет назад. Сейчас это — полноценный и стремительно развивающийся сегмент рынка, который привлекает внимание своими разработками компании со всего мира. Максим Бутков, соучредитель и директор по маркетингу Botmaker, рассказал Sostav об особенностях и инструментах технологии.
MarTech — это симбиоз маркетинга и технологий. Благодаря ему можно собирать и обрабатывать самые большие данные о пользователях и выполнять задачи, которые не под силу человеку. Это делает мартех популярным и востребованным направлением: оно дает возможность бизнесу составить подробный портрет каждого потенциального клиента и предложить им то, в чём они нуждаются.
Какие есть технологии?
На основе карты зарубежного рынка MarTech 5000 и российской карты RuMarTech, выделяются основные направления:
- Реклама и продвижение
В эту категорию входит adtech, то есть технологические продукты для работы с рекламой: нативной, контекстной, медийной, мобильной, программатик, рекламой в поисковиках, верификаторы трафика. Компании: myTarget, Mobio, Admitad, Admon и другие.
- Коммерция и продажи
Это маркетинг в партнерских каналах и в электронной коммерции, различные платформы по развитию продаж через сайт, проксимити-маркетинг. Компании: Webasyst, Hotmaps, Квант и другие.
- Работа с данными
Клиентская и бизнес-аналитика, платформы маркетинговых данных, сервисы интеграции, этика и защита персональной информации, дашборды и визуализация, платформы управления данными, маркетинговая, мобильная и веб-аналитика. Компании: Calltouch, Mindbox, CoMagic, Owox BI и другие.
- Контент
E-mail-маркетинг, сервисы по автоматизации и персонализации сообщений, распределенная дистрибуция контента, поисковая оптимизация, интерактивный контент, системы управления контентом и цифровыми архивами. Компании: Carrot Quest, Tilda, PushWoosh, SemRush и другие.
- Менеджмент
Управление продуктом, проектами и сотрудниками, таск-трекеры и ПО для бизнеса, бюджетирование и финансы. Компании: ClickUp, VK Teams, Optimatica и другие.
- Взаимодействие с клиентом
Чат-боты, CRM, SMM-платформы, программы лояльности, работа с комьюнити и лидерами мнений, сервисы для проведения мероприятий и вебинаров, системы работы с клиентским опытом и входящими обращениями. Компании: Botmaker, AmoCRM, 1C, YClients, «Медиалогия» и другие.
Зачем всё это нужно?
Каждое из направлений и инструментов в нем имеет свои уникальные возможности, говорить о которых можно очень долго. Обобщить все преимущества можно легендарной фразой: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Но я хочу выделить три тезиса:
Технологии позволяют собирать исчерпывающую информацию о текущих, бывших и потенциальных клиентах. Имея ее на руках, можно предугадывать предпочтения людей и их поведение в разных ситуациях, оценивать лояльность аудитории и анализировать каждое ее действие.
Каждый бизнес решает чьи-то проблемы, а задача маркетолога — их обнаружить. Технологии позволяют сделать это и определить, в чем больше всего нуждается аудитория прямо сейчас. На основе «болей» можно сделать персонализированное предложение для конкретного человека, тем самым, не сливая деньги на рекламу неопределенному кругу лиц с неизвестными потребностями.
Люди физически не могут учесть все факторы, которые играют роль в принятии решения о покупке товара или услуги. Технологии превосходят наши возможности и с каждым годом позволяют распознавать то, что еще вчера казалось невозможным: эмоции, движения зрачков, уровень стресса. Игнорировать это по меньшей мере, неосмотрительно.
Часть маркетинговых технологий уже прочно вошла в нашу жизнь — это платформы управления контекстной и таргетированной рекламы (MyTarget, Яндекс.Директ, К50), системы аналитики (Яндекс.Метрика и Google Analytics), CRM (Битрикс 24, AmoCRM) и многое другое. Другим технологиям — только предстоит войти.
В целом, мартех предлагает поэтапную модель взаимодействия с человеком. Например, CRM-маркетинг: увидел рекламу — тебе присвоят тег, даже если ты не среагировал. Кликнул и перешел на сайт — ретаргетинг будет показывать объявления, пока не догонит тебя. Положишь товар в корзину — тебе будут напоминать о нем. В итоге ты оформишь заказ. Ну и так далее до бесконечности.
Можно работать с каждым действием: что увидел, в какое время кликнул, как долго смотрел, где зафиксировал внимание, какой подарок предпочел. Стал клиентом — попадаешь в систему, где тебя классифицируют по суммам, товарам, любви к распродажам или, наоборот, к эксклюзивным предложениям.
По сути, мартех позволяет создать совершенную систему маркетинга для бизнеса. На выходе получается некий маньяк-маркетолог, искусственный интеллект, который знает, что нужно клиентам.
Что будет дальше?
Глобальный тренд — простота использования. Продукты эволюционируют: сначала было круто работать с большими и сложными системами, потом стали набирать обороты различные агрегаторы данных, те же системы визуализации, где все собрано в одном месте.
Инструмент 2022 года — мессенджер-маркетинг. Чат-боты на сегодняшний день являются одним из лучших способов коммуникации с аудиторией. В зависимости от ситуации, с помощью можно реализовать разные стратегии: по привлечению, удержанию или возврату клиентов. Большой плюс — быстрая и относительно дешёвая разработка.
Telegram-боты, к примеру, обладают большими возможностями, о которых часто не знает бизнес. Например, сегментация: можно отследить действия пользователей внутри бота и разделить их по группам в зависимости от интересов, поведения, возраста. Благодаря этому можно создавать персонализированные сценарии общения и предлагать только то, что наиболее интересно и полезно каждому отдельному подписчику.
Думаю, что это идеальный инструмент для бизнеса: пока конкуренты ищут сложные маркетинговые решения, ваш чат-бот уже накапливает данные о клиентах.
Технологии будущего — виртуальный маркетинг. Вокруг только и говорят, что об NFT и метавселенных. Появление цифровых товаров, услуг и даже объектов искусства постепенно переводит часть нашей жизни в виртуальную плоскость, где маркетинг является неотъемлемой частью и открывает новые возможности для продвижения и монетизации бизнеса.