По итогам 2022 года на российском FMCG-рынке появилось 10 тыс. 460 новых брендов, следует из исследования NielsenIQ. В это число также входят те, кто уже был на рынке, но планировал выйти в новые сегменты или объявлял о перезапуске.
Многие из таких брендов были запущены в рамках самого масштабного в индустрии процесса трансформации ассортимента за последние десятилетия. Всего за несколько месяцев суммарный объём продаж новинок в денежном выражении превысил 1% товарооборота рынка (или более 65 млрд руб.), сообщают аналитики.
Большинство товаров новых марок появились в продовольственной группе: девять из 10 новых брендов относятся именно к ней, в то время как на непродовольственный сегмент приходится только 8% от общего числа запусков. Наиболее результативными категориями с точки зрения вывода новых брендов стали прохладительные напитки, алкоголь, молочные товары и кондитерские изделия — суммарно в этих индустриях появилось сразу 80% новых марок.
Аналитики отмечают, что на полках не только появлялись российские альтернативы, но и активно происходила локализация зарубежных марок. Например, в категории пива локализованные бренды отвечают за половину товарооборота новинок в 2022 года.
По данным «Индекса потребительского оптимизма», измеряемого NielsenIQ, за последний год почти половина россиян (47%) из-за отсутствия привычных иностранных брендов полностью перешли или стали чаще покупать товары российского производства. При этом сразу 65% потребителей сказали, что обращают внимание на отечественные товары на полках магазинов.
«Наиболее заметными для аудитории стали локальные марки в категориях сыров, традиционной молочной продукции и безалкогольных газированных напитков, где увеличение числа российских брендов заметили 43%, 40% и 39% респондентов соответственно, а среди непродовольственных категорий — товары для ухода за телом (31%) и средства для стирки (29%)», — сказала директор по работе с клиентами NielsenIQ Салтанат Нысанова.
Также в структуре рынка FMCG наиболее результативными категориями оказались вафли, покрытые шоколадом, глазированные сырки и орехи — в них на долю новых брендов приходится от 10% оборота и больше.
Однако самой динамичной категорией с точки зрения запусков можно назвать безалкогольные газированные напитки: несмотря на то, что в этой группе новинки генерируют чуть меньше, чем вышеупомянутые категории (9,3% продаж в денежном выражении), в абсолютных значениях продажи оказались в разы выше за счёт размера категории, подсчитали аналитики.
В январе-сентябре прошлого года число новых марок газировки увеличилось на 28% год к году, на рынок вышли 230 новых брендов, говорится в исследовании компании. При этом продажи семи из них за это время превысили рекордные 100 млн руб. В 2021 году не было ни одного бренда, который бы достиг этой цифры.
Аналитики NielsenIQ отметили, что самой успешной маркой стал «Добрый cola» («Мултон партнерс»), а также Frustyle, «Русский дар» (PepsiCo), CoolCola, Street, Fancy (комбинат «Очаково»).