В ближайшие 15−25 лет доля цифровой экономики в мировом ВВП составит не менее 50% — $100−200 трлн, говорится в отчёте LETA Capital и Devar «State of Phygital» о состоянии рынка phygital в третьем квартале 2021 года (есть в распоряжении Sostav). По оценкам специалистов, стремительно развивающийся сектор экономики, включающий в себя коммуникации на стыке цифрового и физического пространств, к 2030 году станет одним из самых перспективных.
Этому способствует непрерывный рост числа пользователей интернетом в мире. По состоянию на апрель 2021 года зафиксировано 4,8 млрд (более 60% населения). При этом за последние 12 месяцев прирост новых пользователей сотавил 330 млн — 990 000 новых пользователей каждый день.
Термин «phygital» в омниканальном маркетинге, либо в розничной торговле описывает взаимодействие онлайна и офлайна. Авторы исследования рассматривают phygital как философию нового мирового порядка, в которой phygital обеспечивает тесную интеграцию виртуальной среды в реальную жизнь человека.
Phygital используется в сфере медицины, общественного питания, строительстве, технологий и телекоммуникаций, недвижимости и других. Наиболее существенное увеличение с 2021 до 2030 года эксперты ожидают, в таких отраслях как телекоммуникации в пять раз — с $2 до $10 трлн, информационные технологии в четыре раза — с $5 до $21 трлн, электронная коммерция в три раза — с $9 до $25 трлн.
По версии компаний, основу phygital в 2021−2023 годах составят следующие технологии:
- дополненная и смешанная реальности,
- IoT,
- умные сенсоры,
- маячки (QR-коды, NFC, RFID),
- 5G,
- человеко-машинные интерфейсы + механика UX,
- носимые устройства,
- когнитивные вычисления,
- кибер-физические системы.
Среди ключевых событий, которые произойдут на рынке phygital в ближайшие пару лет отмечаются такие:
- презентация Apple функции визуального поиска, функции создания 3D-моделей из одной фотографии и другие усовершенствования AR;
- выпуск потребительского AR-устройства крупнейшими технологическими игроками (Facebook, Apple, Samsung), в том числе многие другие компании смогут выпустить AR-очки для массового рынка (DAQRI, ROCID, Meta, EPSON, LENOVO, VUZIX, GLASS, RealWear, Unreal);
- увеличение в пять раз (до 50 тыс. человек) количества сотрудников, занимающихся AR и VR-технологиями в Facebook;
- широкое распространение сети 5G — до 1 млрд пользователей к концу 2022 года;
- WebAR станет массовым сервисом;
- всё больше компаний будет применять AR и phygital к своим основным продуктам.
С 2010 по 2020 год количество заявок на патенты в сфере AR/VR выросло более чем в семь раз, говорится в отчёте. Сейчас в пятёрку лидеров-производителей AR/VR-устройств входят Microsoft, SONY, Intel, Samsung, Google.
Александр Земляк, ассоциат LETA Capital:
Phygital — это эволюция наработок в области вычислительной техники, AR и VR, которая кардинально изменит то, как мы живем, работаем, общаемся, путешествуем, учимся, развлекаемся. В результате все физические объекты в будущем станут phygital, то есть будут работать на основе целого набора прорывных технологий (AR, IoT, M2M и другие). А онлайн-среды — социальные сети, электронная коммерция и так далее, — которые сегодня существуют только в цифровой форме, сольются с физическими объектами не просто как дополнение, а скорее как их неотъемлемая часть. Это приведет к резкому перераспределению богатства и активов, в первую очередь разрушая офлайновый мир и выступая в качестве ворот в офлайновую экономику для современных цифровых предприятий.