В 2023 году лекторий «Dостоевский» поставил себе цель снизить средний возраст своей аудитории и доказать молодежи, что история — это не скучно. Для этого Екатерине II, Елизавете Петровне и другим историческим личностям нашей страны обновили образ и представили их в роли рэп-исполнителей. Главный редактор лектория Павел Гусев рассказал Sostav, как новый формат позволил привлечь юное поколение и увеличить аудиторию проекта.
Цель и задачи проекта
До старта проекта сообщество лектория «Dостоевский» «ВКонтакте» насчитывало около 75 тыс. подписчиков, из которых значительную часть составляли люди в возрасте от 35 лет. Когда перед командой лектория встала задача привлечь к такому классическому предмету, как история, внимание более молодежной аудитории, стало понятно, что и говорить нужно на её языке.
Сегодня «зумеры» предпочитают быстрый контент, суть которого можно поймать в течение 30 секунд. «Dостоевский» решил переосмыслить свой классический формат — лекции — в сжатых временных рамках.
Отдельным вопросом стало сохранение исторических событий без искажений в угоду простоте и популярности. Это стало принципиально важным моментом: не изменять факты, а лишь представить их в новом, близком и понятном для молодежи виде — ярких, коротких вертикальных клипах. И несмотря на общий скептицизм со стороны старшего поколения, цель заинтересовать «зумеров» была достигнута.
Что было сделано?
Результатом мозгового штурма команды стала «История в рифмах» — проект по приобщению молодежи к изучению важных исторических вех России посредством современных и технологичных форматов. Основываясь на возможностях популярных социальных сетей, лекторий «Dостоевский» придумал креатив с короткими видеороликами, где исторические личности буквально зачитывают, чем они отличились во время своего правления.
«История в рифмах» преподносит факты об известных фигурах прошлого в клипах с графикой и анимацией длительностью не более 30 секунд. Для всех роликов разрабатывался свой индивидуальный стиль и ассоциативный ряд — как звуковой, так и визуальный — для удобства восприятия и запоминания фактов. К примеру, в клипе, посвященном Юрию Долгорукому, визуальный фокус был поставлен на крупную анимацию рук, а рассказ про сожжение второго тома «Мертвых душ» Гоголя сопровождается строками популярного трека «Ты горишь как огонь».
По словам главного редактора «Dостоевского» Павла Гусева, задача лектория заключалась в том, чтобы найти ключ к диалогу с разной аудиторией и приобщить как можно больше молодых людей к изучению истории нашей страны.
Павел Гусев, главный редактор «Dостоевский»:
Мы хотели показать разные аспекты и интерпретации истории, используя элементы современной культуры и музыки. Мы понимаем, что наши клипы могут понравиться не всем, но ключевая задача проекта — привлечь внимание более молодой аудитории. Для консервативных же зрителей в нашем сообществе «ВКонтакте» доступно ещё много интересных и более классических форматов лекций. Каждый точно сможет найти что-то для себя.
«Исторический портал» в Санкт-Петербурге
Всего «Dостоевский» выпустил в своем сообществе «ВКонтакте» 26 роликов. Для поддержки проекта лекторий установил «исторический портал» в популярной среди молодежи и проходимой локации Санкт-Петербурга. Это дверь, за которой на экране проигрываются исторические клипы с ритмичным рэп-исполнением. За время нахождения инсталляции на площадке организаторам удалось снять видеоролик с реальными реакциями прохожих, который «ушёл» в СМИ.
Результаты кампании
Клипы про князей, царей, императриц, великих полководцев и даже футболиста Льва Яшина стабильно набирают от 250 тысяч просмотров. Реакция пользователей была смешанной — рэп-исполнение не сразу «зашло» взрослым ценителям истории, однако все отметили достоверность представленных в клипах фактов.
«Исторический портал» также привлек внимание жителей и гостей Санкт-Петербурга, новость о его существовании разошлась по новостным Telegram-каналам города. В результате промокампании в медиа вышло 25 нативных публикаций.
Помимо локальных Telegram-каналов и сообществ «ВКонтакте», новость поддержали и московские информационные каналы, а также более тематические лайфстайл-каналы в Telegram. Общий охват новостных постов об «Истории в рифмах» и «историческом портале» в соцсетях и мессенджерах превысил 1,3 млн просмотров, а подсчитанный OTS по этому типу новых медиа составил почти девять млн человек.
Интерес интернет-пользователей к новому формату можно оценить статистически: общее количество просмотров клипов составило 6,8 млн, а среднее время просмотра — 13 секунд. Пользователи социальной сети активно делятся клипами; общее количество репостов на данный момент достигло 1537, в среднем это по 60 репостов на каждый ролик.
Резюмируя, можно сказать, что, несмотря на скептическое отношение более взрослой аудитории, привыкшей к классическим форматам, PR-кампания достигла своей цели. Аудитория в сообществе лектория «ВКонтакте» за период проекта продемонстрировала рост более чем на 10 тыс — 15% от изначального числа. Возраст 80% новых подписчиков не превышает 25 лет — это та самая молодая аудитория, которую и требовалось приобщить к истории России.