Кинематограф и культура стали одними из наиболее динамично развивающихся отраслей в России. Это подтверждается результатами исследования, проведенного платформой омниканального маркетинга Calltouch, банком для предпринимателей и предприятий «Точка» и платформой онлайн-рекрутинга hh.ru. Специалисты компаний изучили состояние малого и среднего бизнеса во втором квартале 2024 года (отчет есть в распоряжении Sostav).
Коммерческий директор Calltouch Артур Саркисян отмечает, что за последние годы наблюдается значительный рост компаний в сфере культуры и кинематографа. Это касается как крупных федеральных проектов, так и региональных, этнографических объектов. Успех культурных мероприятий, посещаемость выставок и концертов, кассовые сборы фильмов во многом зависят от грамотного маркетинга, подчеркнул эксперт.
Согласно данным исследования, во втором квартале индекс здоровья российского кинематографа достиг 56 баллов, что на 12 баллов выше, чем за аналогичный период 2023 года. Обороты компаний в сфере кинематографа увеличились на 16,6% год к году. Число новых зарегистрированных компаний возросло на 38%, а соотношение регистраций к ликвидациям составило 147%.
По словам data-журналиста «Точки» Юлии Криган, в частности, рост объясняется поддержкой государства. Молодые кинематографисты могут получить гранты от Фонда кино, ИРИ, подать заявки на участие со своими фильмами в кинофестивалях. Поддержку талантливым молодым специалистам оказывают Минкультуры и частные инвесторы. Это позволяет успешно решать задачу производства качественного контента как для кинотеатров, так и для стриминговых платформ.
Индекс здоровья российского бизнеса в сфере культуры и искусства ниже, чем у кинематографа, и составляет 46 баллов. Показатель вырос на шесть баллов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Развитие отрасли поддерживается несколькими факторами, считают авторы исследования. У россиян растет интерес к внутреннему туризму и культурному наследию. Акцент на регионах стал важным трендом, что привело к реконструкции культурных объектов и строительству новых. Помимо этого, с началом пандемии в сфере культуры появились цифровые формы взаимодействия, а культурные объекты стали превращаться в экосистемы.
Во втором квартале эксперты «Точки» зафиксировали увеличение оборотов компаний в сфере культуры на 13,8% год к году. За этот период на рынке появились новые игроки, число компаний выросло на 8%, а соотношение регистраций к ликвидациям составило 93%. Важным трендом последних лет стало появление частных музеев, успешно занявших свою нишу.
Руководитель направления маркетинговых исследований hh.ru Мария Игнатова уточняет, что во втором квартале число вакансий в сфере культуры и искусства увеличилось на 21% год к году. Однако многие компании, особенно в регионах, сталкиваются с нехваткой квалифицированных кадров, сетует эксперт.
Как отмечает Игнатова, небольшие предприятия также не всегда могут предложить конкурентные зарплаты. Тем не менее они растут: во втором квартале 2024-го медианная зарплата составила 60 тыс. руб., что на 15% выше, чем в том же периоде 2023 года.
Ранее сообщалось, что за пять лет совокупный объем вложений в российское кинопроизводство увеличился в пять раз. При этом средняя стоимость создания фильмов за три года выросла на 76%.