Больше половины всех вызовов на мобильные с неизвестных номеров в январе-октябре 2020 года — спам-звонки. При этом доля звонков от мошенников составляет 6,7% от всех входящих номеров, сообщают «Известия».
По сравнению с прошлым годом их число выросло на 5 п.п., до 55%, подсчитали в «Яндексе». А по информации «Лаборатории Касперского», их еще больше — 63% от всех вызовов с неизвестных номеров. Из всех нежелательных звонков 17% занимают финансовые и банковские предложения. На коллекторские обзвоны приходится 7%, на предложения от телекома — 4%, навязчивые опросы — 2%, другая реклама — 14%, а неопределенный негатив — 11%.
Несмотря на антифрод-системы, фильтрующие подменные номера, операторы не могут блокировать звонки полностью. Чтобы ограничить спам, абоненты могут пользоваться сервисами «Антиспам», но они не бесплатны. Закон «О связи» запрещает рекламу только с помощью SMS-сообщений, а блокировать звонки без разрешения абонента операторы не могут. Таким образом, частично защититься от спама абоненты могут только подключив платную услугу.
Эксперты считают, что для решения проблемы необходимо разрабатывать специальные сервисы. Антиспам-фильтры эффективны, когда о номере накоплена статистика или есть особые факторы, позволяющие классифицировать его соответствующим образом. Но на технологическом уровне есть много способов звонить подставных виртуальных номеров, поэтому отсеивать нежелательные звонки на 100% пока не удается. «Билайн» сообщил, что в ближайшее время запустит услугу, которая позволит получить информацию о входящем звонке с неизвестного номера — абонент сам будет решать, отвечать на него или нет.
Ранее глава Минцифры Максут Шадаев сообщил о создании в России центра по борьбе с телефонным спамом, фишингом и киберпреступлениями. По словам главы ведомства, системы станут более безопасными и смогут более четко и быстро реагировать на все случаи и жалобы на мошеннические действия.