В 2023 году рост рекламного рынка составит порядка 5%. С учётом всех рекламных инвестиций в диджитал рост достигнет 10%, — такой прогноз озвучила генеральный директор Group4Media Мария Колосова на конференции «TYNY 2022». По её словам, в 2022 году рекламный рынок сократился на 26% без учёта инвестиций в ритейл-маркетинг.
Колосова также представила рейтинг рекламодателей Group4Media: из топ-15 брендов ушли все игроки категории FMCG, доля этого сегмента составляет 18%. Экосистемы, финтех и ритейл стали главными драйверами в этом году, отметила Колосова.
Также она отметила сохранение тренда на экономию: 57% россиян перешли на более дешёвые вещи, 42% сохранили потребительскую активность. В целом этот показатель снизился на 12%, рост инфляции составил 12,4%.
Охват диджитала в 2022 году снизился с 70% до 45%. Лидерами цифровых каналов стали «Авито», X5, Wildberries и Ozon. Онлайн-продажи в России могут составить более 6 трлн руб. к концу 2022 года. Медиапотребление в целом стабильно, интернет растёт за счёт аудитории старше 45 лет, добавила Колосова.
В Group4Media выделили три альтернативных сценария развития рынка:
- Сценарий «текущих позитивных трендов». Реклама продолжает быть востребованной российскими и некоторыми иностранными рекламодателями. Наблюдается постепенное восстановление отрасли. До трети бывших международных брендов вернутся к активному продвижению в 2023 году, но с меньшими объемами инвестиций.
- «Ренессанс рекламы». Рост потребительской активности. Экономика восстанавливается не только за счёт сырьевых и обрабатывающих отраслей, но и за счёт направлений, связанных с удовлетворением спроса потребителей. Наблюдается больший приток новых рекламодателей из числа российских производителей и зарубежные компании из дружественных стран.
- Пессимистический сценарий. Изменение геополитической ситуации повлечет кардинальную смену потребительского поведения и, как следствие, будет пересмотрено отношение к рекламе со стороны производителей товаров и услуг.
Все сценарии, кроме пессимистического, предполагают рост рекламного рынка в 2023 году. Худший вариант предполагает падение рынка на 17,2%. В случае с «ренессансом рекламы» рост достигнет 21,2%.