Кассовые сборы за 2022 год составили 21 млрд руб., что в два раза меньше показателей прошлого года. Ещё сильнее ощущается падение по количеству проданных билетов: в этом году всего было продано около 73 млн штук, тогда как в 2021-м — 147,5 млн штук. Такие данные «Фонда кино» и издания «Бюллетень кинопрокатчика» представил директор по киноканалам АО «Цифровое телевидение» (ВГТРК и Ростелеком) Иван Кудрявцев на форуме «Киноиндустрия в новой реальности».
Несмотря на небольшую долю голливудских фильмов от общего количества тайтлов на российском рынке, именно они приносили самую большую долю выручки. Совершенно противоположная ситуация с независимым контентом — его доля огромна, но доля выручки самая маленькая. Доля российского контента растёт, но выручка остаётся на одном уровне уже последние пять лет — 11−14 млрд руб. в год.
Как отметил Кудрявцев, у мейджеров (Universal, Warner Brothers, Disney и другие — прим. Sostav) устойчивая динамика развития — сокращение количества релизов и при этом увеличение выручки. Голливудские студии производят всё меньше контента, но с каждым годом он становится более качественным, а события освещаются всё громче. У российских же фильмов обратная тенденция — студии наращивают производство, однако фильмам редко когда удаётся собрать большие кассы. «Если бы мейджеры остались, ничего бы не изменилось», — комментирует Кудрявцев.
Как отмечает Алексей Воронков, глава Ассоциации владельцев кинотеатров, контент может закончиться ко второй половине 2023 года. По прогнозам Воронкова, в 2023 году контентный голод только усилится, и до 2025 года контента нет. «На 15 октября 2022 года отрасль понесла убыток на 4,5 млн руб, обороты кинотеатров упали на 70−75%. Нужно, чтобы весь российский контент был таким же, как и в декабре-январе», — рассказывает Воронков.
На сегодняшний день в стране закрылся 91 кинотеатр, а их задолженность стала ещё больше, рассказал Роман Исаев, глава АВК PRO. При этом Вадим Верещагин, генеральный директор кинокомпании «Централ Партнершип», уверен, что законопроект о принудительном лицензии контента не сможет помочь кинотеатрам. По словам эксперта, без вложений в продвижение у фильмов всё равно не будет сборов. С точки зрения дальнейших рисков, российский контент могут перестать защищать от пиратов во всём мире.