До вступления в силу закона об обязательной маркировке интернет-рекламы остаётся меньше недели, однако участники рынка ещё не определились с партнёрами, которые будут передавать их данные в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). ADPASS спросил у рекламных холдингов из топ-7 и кандидатов в операторы рекламных данных (КОРД) о том, с кем и на каких условиях они начнут сотрудничать с 1 сентября.
Из семи кандидатов в операторы рекламных данных (VK, «Медиаскаут» (МТС), «Озон-ОРД», ОРД-А («Амбердата»), «ОРД Лаборатория разработки» (Сбер), «Первый ОРД» («Вымпелком») и «Яндекс») на вопросы издания ответили три компании. Из семи крупнейших рекламных групп на российском рынке в опросе поучаствовали пять.
Из топ-7 рекламных холдингов только Media Direction Group (MDG) назвала КОРД, с которыми будет работать с 1 сентября. По словам директора по технологиям MDG Александра Папкова, компания начнёт взаимодействовать с «Яндексом» и VK, так как их операторы «интегрированы с собственными платформами и позволят удобно передать данные в ЕРИР». При этом Папков подчеркнул, что MDG настраивает взаимодействие по передаче данных с другими операторами.
Гендиректор компании ОРД-А («Амбердата») Денис Вельганенко указал MDG в числе клиентов, с которыми заключил договор с 1 сентября. В MDG изданию подтвердили наличие контракта, добавив, что группа также работает с «Медиаскаутом» (МТС) и «Первым ОРД» («Вымпелком»).
Директор по цифровым технологиям АДВ Вадим Мельников заявил, что группа собирается взаимодействовать со всеми КОРД. «Без тестов в рабочих условиях сейчас сложно оценить преимущества и недостатки операторов рекламных данных», — пояснил Мельников.
Другие участники рынка ещё не выбрали КОРД, отмечает издание. Так, в «Родной речи» пока не решили, через какого оператора будут маркировать размещения. По словам управляющего директора агентства «Performics Москва» Ирины Козловой данный вопрос «ещё обсуждается». Она уточнила, что компания ведёт переговоры со всеми КОРД и, «вероятнее всего, будет сотрудничать с каждым из них».
Group4Media также сейчас общается со всеми КОРД, а «финальную конфигурацию» определит до 1 сентября, утверждает директор по трейдингу и медиапартнёрствам группы Михаил Елисейкин. В OMD OM Group отказались от комментариев. В dentsu Russia также не ответили на вопросы издания. Директор по диджитал-направлению NMi Group Михаил Дубровин рассказал, что компания провела предварительные переговоры с несколькими кандидатами, но перечень партнёров утвердят ближе к 1 сентября.
Вельганенко из ОРД-А отметил, что с сентября компания начнёт работать «с десятком участников рынка», в том числе селлерами телерекламы «Национальным рекламным альянсом» (НРА) и «Новой сервисной компанией» (НСК), «Эверестом». В НРА и НСК изданию отказались комментировать предстоящее сотрудничество, в «Эвересте» не ответили на запрос. Среди клиентов ОРД-А Вельганенко также указал MDG, Redllama, «Мир тесен», СМИ2, Sape, «Веббика». «С кем-то уже подписали соглашения, в которых вместо ОРД есть понятие агрегатор данных, с кем-то правки согласовываем», — заявил он.
Интерфейсом прикладного программирования (API) «Первого ОРД» («Вымпелком») начали пользоваться 190 клиентов и партнёров компании, поделился руководитель продуктов «Первый ОРД» Антон Айвазов. По его словам, они автоматически передают данные в систему. Кроме того, КОРД предоставил доступ к личному кабинету примерно по 40 запросам. Компания заключает предварительные договоры с участниками рынка, за исключением рекламодателей из его группы компаний.
Цена передачи рекламных данных
В пресс-службе «Яндекса» изданию пояснили, что стремятся «сделать решение бесплатным» на срок до шести месяцев — дальнейшая тарификация прорабатывается. Вельганенко из ОРД-А подтвердил, что большая часть КОРД предоставляют бесплатный доступ к своим системам в этом году. Он отметил, что игроки рынка понимают, что «сейчас главное запустить процесс, чтобы все работало». Вельганенко заверил, что ОРД-А «отложила вопросы тарификации» до конца года.
Айвазов из «Первого ОРД» заметил, что «говорить о прямой связи количества договоров с объёмом рынка в деньгах» — неправильно. «Где-то будет выгоднее использовать тарификацию за объём данных в мегабайтах, где-то — фиксированную комиссию, но конечное решение будет принимать партнёр», — рассуждает он.
Большинство участников рынка ожидают, что после тестового периода расценки на услуги операторов будут в пределах 1% обслуживаемого бюджета, отмечает Молев из Dentsu Russia. Он считает, что данный уровень цен позволит окупить расходы на создание и качественную поддержку инфраструктуры ОРД: «Нагрузка на рекламодателя и так возрастёт, поэтому бесплатный доступ на период тестирования и последующая минимальная оплата выглядят целесообразными. Расценки за услуги агентства по маркировке и загрузке отчётности в ОРД мы планируем считать от реальных трудозатрат агентства, при этом они будут снижаться по мере формирования средств автоматизации этого процесса».
Папков из MDG полагает, что стоимость будет зависеть от того, какие именно участники будут оплачивать услуги операторов: все — рекламодатели, рекламные агентства, операторы рекламных систем и рекламораспространители, или только одна из перечисленных групп.
Мельников из АДВ считает, что оплата должна производиться за конкретную итерацию, это не должен был процент от бюджета, который размещает клиент. Он уверен, что цена должна быть такой, чтобы «её смогли без существенного ущерба осилить представители малого и среднего бизнеса».
Ранее Роскомнадзор (РКН) рекомендовал рекламодателям, медиаагентствам и интернет-площадкам до 1 сентября выбрать КОРД. В сентябре все участники рынка должны оформить доступ к личным кабинетам в ЕРИР, начать регистрировать креативы и договоры у операторов и получать специальные идентификаторы для креативов. В Роскомнадзоре рассчитывают, что переходный период завершится в октябре.
До марта 2023 года регулятор не будет штрафовать за неисполнение требований законодательства о маркировке цифровой рекламы. В указанный период пройдёт отладка работы всех участников цепочки по передаче информации о запущенных кампаниях.