Распространение пандемии коронавируса и связанное с этим временное прекращение работы заведений общепита привело к тому, что рестораны начали подключаться к сервисам доставки еды. Если до пандемии доставкой занимались 42% ресторанов, то к концу марта к системе подключилось еще 18% ресторанов, а планируют сделать это — еще 9%.
По данным исследовательского агентства Data Insight и крупнейшего сервиса доставки еды Delivery Club, самый высокий уровень работы с сервисами доставки наблюдается в Москве. В конце февраля ею занимались 51% заведений Москвы, поэтому подключений в марте было немного меньше — 15% ресторанов уже сделали это, а еще 4% планируют сделать это в ближайшем будущем.
В 2019 году около 10% заказов рестораны получали от доставки, а уже в 2020 году (до пандемии) — 15%. Запуск или расширение партнерства с агрегаторами участники исследования назвали одним из основных стимулов роста бизнеса в прошлом году. Два из трех ресторанов, подключенных к Delivery Club, ожидают рост вклада доставки в заказы в 2020-м. Определены города с низкой долей доставки на фоне остальных городов, где ситуация может получить ощутимое развитие: Пермь, Екатеринбург, Омск и Уфа.
Пресс-служба Data Insight:
Как и в торговле, в ресторанном бизнесе доля онлайн-продаж и продаж с доставкой быстро растет. После окончания эпидемии и снятия карантинных мер мы увидим другой ресторанный рынок с другими показателями доставки, количеством dark kitchen и, вполне вероятно, новыми закрепившимися привычками у потребителей. Начало изменений ясно видны уже сегодня. Остается надеяться, что переход на работу с доставкой сможет смягчить удар по ресторанной отрасли, которая окажется в числе наиболее пострадавших от эпидемии.
Пресс-служба Delivery Club:
Мы снизили комиссию для подключения новых партнеров и ускорили процесс выхода на платформу, чтобы владельцы ресторанов могли быстро оценить, насколько работа на доставку может быть полезна в их ситуации. Опыт зарубежных стран показывает, что ресторанам с невысоким чеком, находящимся в районах с высокой плотностью населения, и способным адаптировать меню для доставки, такой формат работы может спасти бизнес в условиях коронавируса. По итогам понедельника-среды количество заказов готовой еды выросло на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлой недели. При этом более чем на треть выросли скачивания мобильного приложения и нетипично увеличилась доля заказов, совершаемых новыми клиентами. Судя по всему, аудитория пользователей сервисов доставки будет активно расширяться в ближайшее время.
Как показал опрос ресторанов, уже на неделе 16 — 22 марта они в среднем столкнулись с 45-процентным снижением оборота. 9% рестораторов прогнозировали закрытие своих заведений в том случае, если ограничения на работу ресторанов не будут сняты в течение двух месяцев.
Ранее крупные рестораторы России написали обращение председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой создать комплекс мер по поддержке их бизнеса в кризисный период.
Предприниматели обращают внимание правительства на то, что крупные ресторанные бизнесы могут оказаться за рамками мер по поддержке малого и среднего предпринимательства. Они давно переросли эти форматы, став системообразующими предприятиями отрасли, и в сложившейся ситуации испытывают огромные трудности.