Росстат утвердил методологию расчёта внутренней добавленной стоимости (ВДС) креативной экономики и её доли в ВВП России. Соответствующий приказ опубликован на сайте ведомства, обратил внимание «Коммерсантъ».
Методология базируется на международных рекомендациях, разработанных Евростатом, Всемирной организацией интеллектуальной собственности, ОЭСР, ООН, а также Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
В группировку видов «креативной» экономической деятельности попали свыше 50 видов бизнеса по ОКВЭД-2, охватывающих 13 индустрий. Это — реклама и коммуникации, медиа, журналистика, дизайн, мода, кино и анимационная продукция, музыка и саунд-дизайн, культурно-зрелищная и литературно-издательская отрасли, изобразительное и визуальное искусство, программное обеспечение (ПО), игры и игрушки, архитектура и урбанистика, гастрономия.
Как отмечает издание, ежегодный расчёт показателей будет производиться начиная с 2017 года, уже представлены оценки за периоды до 2022 года. Доля креативной экономики в 2017−2018 годах составила 2,8% ВВП, в 2019 году — 3% ВВП, в 2020−2022 годах — 3,2%.
Ранее Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ оценивал вклад творческих индустрий в ВВП РФ на уровне 2,64% по итогам 2022 года. Правительство России рассчитывает, что господдержка креативных индустрий увеличит их долю в ВВП до 6% к 2030 году.
В ИСИЭЗ подчеркнули, что в целом их расчёты близки к пилотным расчётам Росстата, основанным на утверждённом в Минкульте классификаторе видов экономической деятельности для творческого бизнеса.
Эксперты, опрошенные «Ъ», пояснили, что более высокий показатель в 3,2%, который получился по расчётам Росстата, это результат включения в «креативные индустрии» гастрономии «с довольно высоким весом». Собеседники издания считают такой подход спорным, но допустимым.