В России увеличивается количество курьеров, но спрос на них растёт ещё быстрее. Сейчас в сфере доставок работает более 1 млн человек против 830 тыс. курьеров в 2021 году. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на данные Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), которая использовала статистику нескольких игроков рынка, включая «Авито», «Самокат» и «Зарплата.ру». Авторы исследования указывают, что каждый шестой россиянин имел опыт работы курьером.
Во всех видах доставки, в том числе в перевозке грузов и доставке в пункты выдачи заказов, число курьеров превысило 1 млн человек, уточнила изданию главный аналитик РАЭК Мария Сайкина.
По итогам второго квартала 2023-го в сфере курьерской доставки было занято около 1,2 млн человек, отметил изданию гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Однако, по его словам, точное количество курьеров назвать сложно, так как для многих доставка — это не основной вид деятельности, а подработка. По данным РАЭК, 38% курьеров совмещают работу курьером с учёбой, 16% - с другой работой.
Рост спроса на курьеров начался в 2020 году из-за начала пандемии. Тогда прогнозировалось, что к 2024 году почти 450 тыс. человек в России будут работать курьерами, напомнили аналитики РАЭК. Но в 2022 году востребованность доставщиков превысила ожидания.
В прошлом году число вакансий курьеров в России увеличилось на 113% по отношению к 2021 году и составило 300 тыс. штук. С января по май текущего года количество вакансий для курьеров выросло на треть (33%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подсчитали в hh.ru для издания.
«Примерно с ноября прошлого года спрос на курьеров превышает предложение», — подчеркнул руководитель «Яндекс Доставки» в России Тембот Керефов. По его словам, с дефицитом курьеров рынок сталкивался только в периоды распродаж, перед праздниками или в плохую погоду. Однако случившийся в 2022 году дефицит курьеров продолжается до сих пор, заметил Керефов.
Всего, по данным РАЭК, в 2022 году российский рынок курьерской доставки вырос на 24,5% и его объём составил 1,7 трлн руб. 47% онлайн-продаж пришлось на маркетплейсы, однако сновным драйвером роста стала доставка из супермаркетов, которая поднялась за год на 66%. В топ-5 игроков, имеющих собственную доставку или использующих услуги внешних партнёров вошли Wildberries, Ozon, «М.Видео-Эльдорадо», «ВкусВилл» и X5 Group.
По оценкам ассоциации, на российском рынке доставки работает более 1,7 тыс. компаний, но треть из них оказывает услуги только в Москве, а половина работает в пяти регионах: столице и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Новосибирской области и Екатеринбурге.