21 апреля на факультете журналистики в Уральском федеральном университете (УрФУ) состоялась международная конференция «Медиа как фактор адаптации человека к социальным, экономическим и политическим изменениям». Участие в ней приняли более 100 экспертов из дружественных России стран. В ходе мероприятия владелец и генеральный директор медиахолдинга Maer Константин Майор объявил о намерении транслировать позитивную повестку в цифровой наружной рекламе. Подробности Sostav рассказали в пресс-службе Maer.
Как страна «выехала из колеи»
Спикеры отметили, что рынок медиа в России проходит фазу активной пересборки. По словам декана факультета журналистики МГУ профессора Елены Вартановой, индустриально-сформулированные элементы сменяются продуктоориентированными. «Это значит, что классический советский концепт, неразрывно объединивший контент, каналы коммуникации и аудиторию с государством и законодательством, уходит в прошлое. Когда-то он помогал людям и обществу осознать социальную ценность журналистики, но сейчас — в эпоху цифровизации — у общества возник запрос на развлекательную повестку и общение», — объясняет эксперт.
При этом драйвером к переменам стала не только технологическая революция, но и кардинальные изменения внутри самого общества. «В России трансформировались представления о границах и природе медиа, о его смысловом наполнении. Поэтому, находясь в едином информационном пространстве — интернете — для людей стала важна не платформа, а тип контента. Как следствие, комплексная трансформация медиасреды помогла стране избежать „эффекта колеи“: стагнации, вызванной зависимостью от траектории предыдущего развития», — считает Вартанова.
ИИ, и что?
Одним из последних трендов цифрового пространства в России стала генерация контента с помощью искусственного интеллекта. Новостные ленты шумят новостями о нейросетях, которые пишут дипломы, создают графические изображения, рекламные тексты, песни и даже берут интервью.
Однако искусственный интеллект неспособен заменить многих работников креативных индустрий и обрушить рынок труда, считает председатель комитета по информационной политике Госдумы РФ Александр Хинштейн. По его мнению, нейросеть вне процессов целеполагания и понимания смыслов, а творческая профессия, тем более, профессия журналиста, по оценке Хинштейна, должна иметь свою миссию и поднимать общественную дискуссию.
Во имя добра
Одним из перспективных решений, способных превратиться в тренд и повлиять на медиарынок во время пересборки, может стать позитивная повестка, подчеркнули спикеры конференции. Владелец медиахолдинга Maer, член попечительского совета факультета журналистики УрФУ Константин Майор отметил, что сейчас в российском медиаполе — дефицит позитивного социального контента, и игроки крупного бизнеса готовы восполнить пробел.
Социальная направленность встроена в бизнес-модель Maer — оператора крупноформатной цифровой наружной рекламы. В числе общественно-значимых кампаний холдинга — трансляции в режиме реального времени цитат послания Президента РФ Федеральному Собранию, прямой эфир Петербургского международного экономического форума, выступлений россиян на Олимпиаде в Токио и Пекине и много другое.
Успешно проводить медиакампании на миллионную аудиторию позволяет высокотехнологичное оснащение медиаэкранов. Сейчас в патентный портфель холдинга входят 18 собственных технологических решений. С их помощью можно определить и анализировать профиль потребителя, проводить ретаргетинг в интернете и трансляции в режиме реального времени, синхронизировать контент с радиоэфиром.
Константин Майор начал развивать наружную рекламу в России ещё до того, как окончил факультет журналистики УрФУ. В 2023 году Maer исполняется 20 лет. За это время медиахолдинг стал одним из топ-рекламных операторов страны.
Александр Хинштейн, председатель Комитета по информационной политике Госдумы РФ:
Искусственный интеллект — это беспилотник, который может двигаться по заданному маршруту, но никогда не откроет Северный полюс. Он питается большими данными, может создать продукт, но не станет заменой журналистике и другим творческим специальностям, которые так или иначе участвуют в формировании общественного сознания и установок.
Елена Вартанова, профессор, декан факультета журналистики МГУ:
Сегодня все инструменты коммуникации с аудиторией переходят в цифровую плоскость и там конкурируют между собой. И в этой плоскости уже невозможно отличить старые каналы от новых. Активно присоединяются к этой среде и социальные медиа. Цифровизация помогла стране избежать интеллектуального и технологического застоя, кризисов печатным и аналоговым носителям, а также породила новые профессии. В эпоху цифровизации появляется новое понимание профессионализма.
Константин Майор, владелец и генеральный директор медиахолдинга Maer:
Нехватка позитивного контента — одна из первостепенных проблем нашей медиаиндустрии сегодня, но у общества есть запрос на такой контент. Мы видим своей задачей научиться смотреть под другим углом на то, что происходит, и научить других. Хотим через позитив зарядить людей мотивацией! Сейчас я формирую редакцию, которая будет работать в Maer Media и транслировать позитивную информацию россиянам через наши крупноформатные цифровые носители. Уверен, это задаст новый нужный настрой в обществе, чтобы двигаться дальше.