Вчера спросила в посте на фейсбуке: «Как думаете, что первым делом сделал мой сын, когда получил паспорт?». Бухнул, сжег, женился, сделал селфи и выложил в инстаграм, подделал возраст, зарегистрировался в онлайн-казино, поменял фамилию, сходил в кино на сеанс для взрослых, — такие были варианты ответа.
Сначала я подумала: «Господи, как скучно я живу». Потом во мне включился профессиональный исследователь, который стал интересоваться, почему это у более старшего поколения сделать «что-то необычное» означает или какое-то саморазрушение, или нарушение правил. «Наверное, потому, — ответил сам себе исследователь во мне, — что мы сами росли в системе запретов и самоограничений, которые очень хотелось преодолеть».
Потом во мне включилась феминистка и сказала, что (сейчас другие феминистки меня поправят) надо говорить не исследователь, а исследовательница, а я никак не могу освободиться от традиционного лингвистического гендерного перекоса в языке и поэтому я так себе феминистка.
А потом во мне включилась #яжемать и захотелось обнять сыночку и прижать к материнской груди за то, что он не делает всей этой фигни и не травмирует и без того слабую материнскую психику: «Как хорошо, что ты не бухаешь и не играешь в онлайн-казино!» Хотя вот с онлайн-казино не все так однозначно. Один парень рассказывал, что выиграл в покер половину квартиры в Москве. Может как-нибудь уже намекнуть сыну: «Ну вот смотри, ты вроде шаришь в математике, много играешь в компьютерные игры, а мы кучу денег платим за съемное жилье. Может объединить приятное с полезным?». Вот тут похоже, во мне включился москвич из Подмосковья, который очень хочет жить в своей квартире в Москве, которая похорошела, а за МКАД возвращаться не хочет.
«Не москвич, а москвичка!», — вмешалась феминистка. Но всех быстро заткнул тоже проснувшийся во мне директор по стратегии из модного агентства. «Как можно иметь такой не продвинутый mindset?! — воскликнул он, попивая авторский раф за 350 рублей и верстая презентацию в keynote на макбуке последней версии. — «Мы живем эпоху sharing economy, мы можем иметь все, не владея ничем. Деньги надо вкладывать в саморазвитие и впечатления, а не в бетон!» И пока говорил сверстал еще 20 слайдов.
«Хорошо говоришь, директор, складно, — вмешалась обычная женщина 37 лет. — Только где и кем ты будешь работать лет через пять? Сколько человек старше 40 в модных агентствах? А что делать если тебе за сорок, ты не топ-менеджер и не Себрант из «Яндекса»? Идти в помиральную яму для тех, кто не в тренде?» Тут директор по стратегии сказал, что надо быть в тренде и надо быть easy и agile, и что завтра у него презентация презентации, поэтому этот разговор — просто waste of time.
Феминистка сказала, что это эйджизм, и с этим тоже нужно бороться, исследователь тихо плакал в углу, и только #яжемать решила, наконец, ответить на вопрос про паспорт.
Первое, что сделал мой сын, когда получил паспорт — это заказал себе домой карту модного банка. Потом установил свой аккаунт на убере и привязал к своей банковской карте, потому что до этого пользовался моим. А потом сказал, что теперь я могу ежемесячно перечислять ему карманные деньги на его банковскую карту. «Но у тебя же нет никаких ежемесячных карманных денег!» — говорю я. «Вот именно! — ответил он. — А я бы хотел четко планировать свои доходы и расходы, а не как сейчас, когда ты даешь мне деньги по настроению».
А еще он меня регулярно спрашивает, занимаюсь ли я финансовым планированием и коплю ли я на квартиру. Как-то пыталась его потроллить вместе с директором по стратегии: «Зачем нам нужна квартира, мы же живем в эпоху sharing economy?! Ты же поколение Z, а рассуждаешь, как пенсионер». Знаете, что он мне ответил? Что очень хочет большую собаку, а еще чтобы в его комнате все было так, как он хочет, а не как разрешают хозяева. Сказал, что ему нужна своя собака в своем доме и ему плевать на sharing economy!
Вот такие тренды.
От редакции
Мы познакомились с Мариной Пироговой лет семь — восемь назад. Она тогда работала в исследовательской компании «Радость понимания» и занималась изучением трендов. С тех пор она сменила несколько мест работы, но тема трендов не отпускает. Об этом можно судить по этой колонке. Что мы в ней видим?
Во-первых, продемонстрирован один из методов сбора трендов, в данном случае, этнографический, т.е. внимательное, вплоть до мелочей, наблюдение за представителем целевой аудитории. Учитывая реалии, сделать это было нетрудно, ведь в роли «представителя» выступил собственный сын автора колонки.
Во-вторых, показан внутренний диалог наблюдателя. В нем одновременно могут участвовать самые разные персонажи («исследователь», «феминистка», «топ-менеджер»
В-третьих, интересны выводы, полученные безопросным методом. Чаще всего, нам приходится имеет дело с результатами масштабных и не очень опросов, в ходе которых люди с той или иной степенью откровенности рассказывают о себе. Но взгляд со стороны — это совсем другое дело. Особенно, если это профессиональный взгляд, замечающий детали.
И, наконец, выводы. Как выясняется, «представитель поколения Z» ведет себя совсем не так, как прогнозируют «старшие товарищи». И здесь важна не только фактура: стремление молодых людей к самостоятельности, обособленности
Дмитрий Фролов, шеф-редактор Sostav