Искусственный интеллект может быть ассистентом в самых разных профессиях, в том числе — в маркетинге. Согласно международному исследованию компании HubSpot, нейросети уже используют 64% маркетологов, в будущем их планируют внедрить еще 38% опрошенных. ИИ может помочь с новыми идеями, составить черновик текста или макет презентации, поделиться аналитикой и многое другое. О том, кто и как использует ИИ в маркетинге, Sostav рассказала руководитель департамента маркетинга и PR MTS AI Ксения Боровикова.
Какие задачи выполняет ИИ
Согласно исследованию «Яндекса» и аналитического агентства «Яков и партнеры», 52% компаний используют генеративный ИИ для маркетинга и продаж, как правило — в b2c-сегменте. По данным исследователей, в этих направлениях уже есть работающие решения, доказавшие свою эффективность для бизнеса, — чат-боты и интеллектуальные ассистенты, рекомендательные технологии и другие.
По результатам опроса HubSpot, большинство маркетологов использует ИИ для генерации идей, написания черновых материалов, адаптации контента и создания иллюстраций. С помощью больших языковых моделей специалисты генерируют посты для соцсетей, email-сообщения, материалы для блогов, описания продуктов и лендинги. Это позволяет не только ускорить работу над маркетинговыми материалами, но и сделать их более персонализированными.
Однако маркетологи используют ИИ не только для генерации текстов или изображений. Среди ключевых потребностей у маркетологов — оптимизация работы с накопленными материалами. Маркетологам зачастую приходится тратить время на поиск нужных данных —например, нужно найти фрагмент видео для создания промоматериалов, или сформировать набор сюжетно похожих сцен для рекламы. Здесь на помощь может прийти система умного поиска на основе генеративного ИИ и метода RAG — он объединяет генеративные модели искусственного интеллекта с поиском информации. Подобное решение может значительно ускорить работу, взяв рутинный процесс обработки данных на себя.
Кто использует ИИ-помощников?
ИИ-ассистентов можно систематизировать по видам занятости сотрудников, ведь для каждой уникальной рабочей задачи найдется свой способ ее решения или оптимизации с помощью нейросетей. В случае с маркетингом Copilot уже активно используют:
- Менеджеры по продаже рекламы. Нейросети могут составить полный маркетинговый отчет о количестве упоминаний бренда и эффективности рекламных материалов. Кроме того, ИИ-помощник проанализирует маркетинговую кампанию, обнаружит ее слабые места и предложит рекомендации, как можно оптимизировать бюджеты, найти целевую аудиторию, скорректировать позиционирование и так далее.
- Промо-продюсеры и PR-менеджеры. С помощью нейросетей они могут сгенерировать новые идеи для будущих проектов, составить логотип или слоган нового продукта. Также ИИ-помощники помогают создать и обработать контент для СМИ и социальных сетей: они не только напишут черновой вариант пресс-релиза или поста в Telegram-канал, но и проведут SEO-оптимизацию уже написанного материала. Это значительно повышает продуктивность таких специалистов: время на подбор медиаматериалов для промо сокращается до 17 раз.
- Модераторы контента. Речь идет как о сотрудниках сайтов, в которых необходимо контролировать отзывы и комментарии пользователей, так и о работниках онлайн-кинотеатров и видеохостингов, которые физически не могут просмотреть и проверить весь загружаемый на платформы контент. Нейросети могут сами проанализировать тексты, изображения, аудио- и видеоматериалы на наличие неэтичного и противоправного контента, после чего они предоставят модератору информацию, какой материал и в каком именно месте необходимо проверить. Это позволяет сократить время на фильтрацию контента до 21 раза.
- Монтажеры видео. Нейросети можно использовать для обработки видео: найти и удалить неподходящие по определенным критериям фрагменты, настроить цветокоррекцию, удалить шумы или посторонний фон. Кроме того, ИИ-сервисы могут расшифровать текст на видеозаписи и наложить субтитры. Если же в черновом монтаже не хватает каких-либо материалов, их также всегда можно генерировать по запросу к нейросети.
Как правило, это позволяет оптимизировать количество людей, выполняющих ту или иную задачу, а также повысить скорость и качество работы за счет делегирования задач ИИ-ассистентам.
Кейсы
Генеративный ИИ используется в маркетинге уже на протяжении нескольких лет. Например, еще в 2018 году Alibaba Group смогла заменить копирайтеров, разработав ИИ-сервис для генерации описаний товаров на китайском языке. Издание BuzzFeed использует нейросеть для создания наиболее кликабельных заголовков — она анализирует данные об эффективности уже опубликованных статей, и на их основе предлагает потенциально привлекательные варианты названий. А нейросеть Николай Иронов создает дизайн в студии Артемия Лебедева — при этом сами сотрудники компании на протяжении года до официального анонса ИИ представляли Иронова как реального сотрудника компании.
Зачастую ИИ используют для рекламы: в 2024 году компания «585*Золотой» запустила коллекцию украшений по мотивам русских народных сказок, и в рамках рекламной кампании нейросеть сгенерировала изображения Снегурочки, Ильи Муромца, Василисы Прекрасной и других персонажей. Похожую кампанию запустила компания Heinz: маркетологи заметили, что ИИ при генерации изображений по запросу «кетчуп» часто выдают результат, в котором упаковка кетчупа похожа на Heinz. Производитель использовал эти изображения в своей рекламе, указав, что ИИ видит кетчуп именно так.
Нейросети используют не только для маркетинговых материалов, но и для производства фильмов и сериалов. Например, компания ЦРТ с помощью технологии синтеза речи создала голос робота Вертера из фильма «Сто лет тому вперед». Для этого за основу взяли запись речи Федора Бондарчука и клонировали его, наложив характерные специфические особенности голоса робота. Для рекламы некоторые компании воссоздают персонажей целиком: например, в рекламе Сбера «снимался» персонаж фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Жорж Милославский, а в роликах Мегафона — синтезированный ИИ актер Брюс Уиллис.
Более того, ИИ уже составил сценарий для сериала «Сидоровы», который выйдет на СТС. Для этого нейросеть обучили на популярных комедиях этого телеканала. Она самостоятельно генерирует время и место действия, имена героев, реплики, ремарки и другие элементы киносценария. В свою очередь, «Газпром-Медиа Холдинг» с помощью нейросетей анимировал выпуск аудиоподкаста «Новые приключения Веснушки и Кипятоши», которые выходят на «Детском радио».
Перспективы
При дальнейшем развитии искусственного интеллекта и активном внедрении этих технологий в бизнес виртуальные ассистенты смогут стать полноценными цифровыми сотрудниками, которые смогут самостоятельно ставить себе задачи и исполнять их в рамках заранее заданной роли. Вовлечение человека при таком подходе значительно снижается — он выборочно контролирует результаты нейросети, чтобы при необходимости внести коррективы в его работу. Copilot превращается в цифрового сотрудника при достижении достаточного уровня качества и определении ответственности за ошибки.
В этом будущем ИИ-помощник маркетолога сможет выполнять весь цикл производства маркетингового контента: от проработки идеи и оптимальных площадок для размещения материалов до создания текстов, изображений и видео. Кроме того, ИИ сможет оптимизировать работу маркетинга, оценив эффективность кампании, проводя A/B-тестирования и определив наиболее значимые для целевой аудитории факторы.
В более далеком будущем ИИ-ассистенты смогут работать как агентные системы — независимые участники экономической деятельности, самостоятельно принимающие решения. Однако это не означает абсолютный уровень доверия к работе ИИ: сотрудники все равно будут контролировать такие системы в критически значимых ситуациях, когда действия нейросети могут повредить сотруднику или компании.