Правительство России подготовило проект об ответственности маркетплейсов за наличие у них в продаже контрафактной продукции. Речь идёт о товарах, которые не имеют обязательной маркировки. Норма коснётся обуви, фототехники, шин, парфюма, молочной продукции и упакованной воды. За торговлю товарами без специальной метки маркетплейсам будет грозить штраф в размере 300 тыс. руб. Новые правила могут вступить уже 1 сентября, сообщают «Известия» со ссылкой на проект постановления правительства, разработанный Минпромторгом.
Согласно документу, маркетплейсы признаются участниками оборота товаров и обяжут нести ответственность за продажу контрафактной продукции. С 1 марта 2023 года для онлайн-площадок стало обязательным правило маркировки продукции лёгкой промышленности: пальто, плащей, курток и так далее.
Если постановление примут, то с начала сентября маркетплейсы будут передавать в систему «Честный знак» данные об обороте маркированных товаров. Площадкам придётся самостоятельно контролировать, чтобы продавцы соблюдали требования маркировки. Если выяснится, что маркетплейс хранит или продаёт без специальной метки товары, попадающие под обязательную маркировку, то площадке выпишут штраф до 300 тыс. руб.
В дальнейшем штраф можно будет получить по итогам проверки контрольно-надзорных органов, её в том числе может спровоцировать жалоба покупателя, пояснил изданию глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.
В Минпромторге отметили, что некоторые маркетплейсы до сих пор не признавали себя участниками оборота товаров и заявляли, что оказывают «исключительно логистические услуги», то есть только доставляют продукцию потребителю.
Если маркетплейсы не являются участниками продаж, то, согласно закону, они не отвечают за маркировку товаров — это позволяло компаниям избегать ответственности и не контролировать поток продукции без меток на своих площадках, сказал «Известиям» источник в отрасли.
Однако Минпромторг уверен, что помимо функций доставки и онлайн-витрины компании оказывают услуги складского хранения, подготовки товаров к продаже и их передачу конечному потребителю, за что принимают денежные средства.
Маркетплейсы, опрошенные изданием, поддержали предложение регулятора. В Wildberries сказали, что уже «применяют меры против появления на площадке сомнительной продукции». В «Яндекс Маркет» заявили, что за последние три месяца обнаружили около 500 продавцов контрафакта.
В мае Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы «Честный знак») и Росаккредитация объявили, что запустят пилотный проект, позволяющий блокировать продажи товаров с недействительными разрешительными документами — сертификатами, которые подтверждают качество и безопасность продукции. Тогда отмечалось, что эксперимент начнётся «в ближайшее время».