Доля продаж смартфонов «большой четвёрки» российских операторов связи за пять лет сократилась с 25% до 20%, пишет РБК. За тот же период маркетплейсы заняли 25% рынка.
Они занимают второе место по доле продаж смартфонов, а сотовые операторы (включая их онлайн-продажи) опустились на третью строчку, сократив свою долю на рынке с 25 до 20%.
Самым востребованным каналом продаж этих устройств остались федеральные сети — группа «М.Видео-Эльдорадо», DNS, RBT и другие. С 2019 года их доля на рынке увеличилась на 10 п.п. до 45%, сообщил источник издания. Он отметил, что при этом специализированные и монобрендовые сети, например, re: Store и «Связной» потеряли часть покупателей.
Участники рынка назвали преимущества макретплейсов, которые способствуют росту продаж на платформах. Среди них: широкий ассортимент с большим количеством телефонов низкого ценового сегмента, расширение географии присутствия, цифровизация покупательского поведения, развития система доставки и конкурентные цены. По словам источника, после ухода из России часть крупных производителей свернули маркетинговую активность в рознице сотовых операторов, а последние не стали вкладываться в продвижение товара самостоятельно.
Сказывается и уровень трафика — на электронных торговых площадках он значительно выше, чем в магазинах мобильной розницы. Собеседник РБК отметил, что непонятно насколько корректны данные о продажах, которые предоставляют компании. Согласно исследованию Data Insight, под конец 2022 года 73% всех онлайн-покупок было совершено на маркетплейсах.
По словам представителей «Яндекс Маркета» и Ozon, продажи смартфонов на их площадках в последние несколько лет ежегодно удваиваются. В Wildberries сказали, что за последние шесть месяцев продажи в этом сегменте выросли почти на 260% относительно января-июня прошлого года.
Раньше продажи мобильных телефонов и других устройств составляли ощутимую долю выручки сотовых операторов. Например, у МТС на них приходилось 12,5% выручки в 2019 году, или 58,895 млрд руб., а в 2021-м — 13,2%, или 68, 864 млрд руб. Но в 2022 году показатель упал до 1,5%, или 7,819 млрд руб.
Тренд также обусловлен тем, что операторы сокращают количество розничных точек продаж, отмечает гендиректор розничной сети МТС Андрей Губанов. Он сказал, что сейчас МТС как экосистема в первую очередь ориентирована на предоставление сервисных услуг своим клиентам, нежели на продажи в рознице.