Обязательная цифровая маркировка биологически активных добавок (БАД) может снизить нелегальный оборот на 50% на рынке, что повысит годовые доходы официальных производителей на 2,2 млрд руб., сообщает ТАСС со ссылкой на исследование НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ).
Согласно данным DSM Group, в 2020 году в России продажи БАД составили 322 млн упаковок и достигли 74,1 млрд руб. Однако легально в стране произвели 135 млн упаковок. По сообщению экспертов ВШЭ, официальные производители и импортеры представили только 42% предложения на рынке.
«Высокий уровень нелегальных продаж связан с присутствием на рынке множества небольших игроков, не прошедших лицензирование или сертификацию, занимающихся розничным импортом БАД из-за рубежа», — пояснили исследователи.
По словам Александра Жесткова, исполнительного директора Союза производителей БАД к пище, маркировка продукции обеспечит большую прозрачность на рынке, что гарантирует потребителю возможность установить, какую продукцию он приобретает. Кроме того, такой способ позволит «собрать аналитическую информацию о дистанционном канале продаж».
1 апреля 2021 года начался эксперимент по маркировке БАД на территории России. Он продлится до 1 марта 2022 года. К 2024 году планируется создать единую систему маркировки и отслеживания товаров — его оператором выступит Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
По данным ЦРПТ, к акции присоединились 74 участника, включая iHerb — американский маркетплейс, один из лидеров по реализации БАД.
Ранее 75% россиян заявили, что проблема поддельных товаров является актуальной и требует решения со стороны властей. Столько же опрошенных уверены, что в ее решении поможет маркировка. В топ-3 товаров, которые необходимо маркировать в первую очередь, по мнению опрошенных, вошли лекарства (71,2%), алкоголь (60,3%) и продукты питания (55,2%).