В агентстве BrandScience (входит в Media Direction Group) проанализировали поведение потребителей в третьем квартале 2022 года и представили очередной отчёт MDG Context. Исследователи сообщили об укреплении перемен в медиаландшафте: Telegram набирает обороты среди рекламодателей, россияне уходят на российские стриминговые сервисы после ухода иностранных игроков. Также с середины лета эксперты отмечают послабление экономии среди россиян на фоне отпускного периода, однако также потребители показали и увеличение организованных сбережений. Материалы отчёта имеются в распоряжении Sostav.
Укрепление медиаландшафта
Telegram продолжает набирать обороты: по данным аналитиков, интерес рекламодателей к нативным постам в каналах, демонстрирующим ценность товаров и услуг через рекомендательную подачу, вырос вдвое. Более 80 тыс. пользователей зарегистрировались в Telega.in — сервисе для запуска интеграций в мессенджере.
Также 83% россиян переключились на российские стриминговые сервисы после ухода Spotify и YouTube Music из РФ. Большинство российской аудитории мигрировало в «Яндекс Музыку». На «пиратские» ресурсы перешли только 14% россиян.
Сбережения и инфляция
Аналитики зафиксировали рост объёма вкладов (+1,5%в июле 2022), потребительского необеспеченного кредита (+0,7% в июле vs +0.2% в июне 2022), автокредитов (+12%), а также расходов населения на товары и услуги (+8% 15−21 августа 2022 vs 2021).
Несмотря на стойкость российской экономики в текущих условиях осенью эксперты ожидают наибольшей инфляции на фоне санкций, однако в 2023 году она может пойти на спад. Потребители уже готовятся к росту цен и планируют экономить. В ближайшие месяцы ожидается рост цен на электронику и бытовую технику (об этом заявили 19% опрошенных), красоту и здоровье (27%), одежду и обувь (30%), товары для дома и ремонта (33%), продукты питания (50%), отмечают в BrandScience.
В связи с этим потребители планируют сократить расходы на электронику (так ответили 40% респондентов), товары для дома (30%), а также одежду и обувь (30%).
Эксперты отметили интерес потребителей к некоторым способам экономии:
- фейк-шоппинг: пользоваться и возвращать
Каждый второй покупатель заказывает товары, чтобы вернуть после использования, заранее зная, что будет оформлять возврат. Чаще всего так поступают с украшениями (37%), реже всего — с одеждой (11%).
- комиссионка и перепродажа: продавать то, что продаётся
Рост покупок россиян в секонд-хендах и комиссионных магазинах вырос в два раза. Также фэшн-маркетплейс Lamoda объявил о запуске нового раздела Resale в своём каталоге, где перепродаютcя люксовые бренды одежды и аксессуары.
- новые услуги и сервисы: доставлять то, что доставляется, и менять то, что меняется
Например, «Почта России» запустила сервис «Почта Global» по доставке товаров из американских интернет-магазинов.
Курс на Китай
Потребители нарастили интерес к Китаю. Так, доля китайских автомобилей на российском рынке (август 2022) составила 26,4%. Haval Jolion стала лидером рынка в сегменте SUV по итогам августа 2022.
Кроме того, 24% родителей дошкольников хотят, чтобы их дети изучали китайский язык, а 52% россиян считают, что курс юаня к рублю вырастет в ближайший год.