Российская аудитория интернета составляет 103 млн человек, а количество пользователей в месяц — 85% населения старше 12 лет. Такое исследование представили Mediascope на Российской креативной неделе. Время в интернете на среднего пользователя достигает 4,5 часа в день, и из них 47% приходится на соцмедиа — социальные сети, блоги, YouTube, Rutube и Telegram. Sostav вместе с экспертами индустрии выделил самые любопытные тенденции и попробовал разобраться в их причинах.
YouTube VS «ВКонтакте»: когда же победит российская соцсеть
Первое место по охвату занимает YouTube — аудитория составляет 96,1 млн человек. Это 79% населения России старше 12 лет. На втором месте разместился «ВКонтакте» — 90,1 млн человек, далее следуют Telegram (85,3 млн человек), «Дзен» (80.3 млн человек), TikTok (67.2 млн человек) и «OK» (50.9 млн человек).
Если YouTube окончательно не уйдет из российского медиапространства, то «ВКонтакте» вряд ли сможет сдвинуть его с первого места, считают в *feedstars . И хотя «ВКонтакте» стремительно развивают «VK Видео», большинство людей остаются верны своим привычкам и не хотят полностью переходить на другой видеохостинг. Также все основные охватные блогеры ведут свои каналы именно на YouTube и поддерживают связь с аудиторией там.
Также не стоит забывать, что «ВКонтакте» в первую очередь социальная сеть — платформа для общения, уточняет Алина Фомина, руководитель направления консалтинга, E-Promo Group . По мнению эксперта, при отсутствии альтернатив и дальнейшем совершенствовании площадки VK вполне может опередить YouTube по среднесуточным охватам, привлекая новую аудиторию.
Алина Фомина, руководитель направления консалтинга, E-Promo Group:
Однако более весомым конкурентом для VK сейчас является Telegram, который внедряет всё больше элементов социальной сети (истории, mini-apps и так далее) и активно развивает рекламные инструменты.
С другой стороны, нельзя не отметить негативные тенденции, связанные с ограничениями работы YouTube на территории РФ, напоминает Айта Лузгина, директор по маркетингу TWIGA Communication Group . Это постоянные обсуждения необходимости и возможности блокировки платформы, а также собственная цензура сервиса по отношению к российским авторам. В перспективе эти факторы могут привести к оттоку зрителей и снижению позиций зарубежной платформы.
Для молодежи TikTok — уже не первый, но все еще второй
Если рассматривать соцмедиа по доле времени, на первом месте у всех возрастных групп расположился YouTube. На втором месте у людей в возрасте от 25 до 54 лет популярен «ВКонтакте», у поколения старше 55 — «ОК». У молодежи от 12 до 24 популярен TikTok, несмотря на приостановку его деятельности. Эта платформа полюбилась аудиторией уже давно, став не просто соцсетью, но и частью лайфстайла, поэтому молодежь не может про неё забыть, считают в feedstars.
Алексей Сыровегин, руководитель направления исследований, E-Promo Group:
Да, официально видео выкладывать нельзя, но есть несколько не самых сложных вариантов этот запрет обойти. Основная ЦА площадки — молодые ребята и весьма смышленые.
TikTok, став популярным, всегда задавал новые тренды и был площадкой-генератором нового контента (челленджи, маски и так далее), поэтому при не самых сложных махинациях ты остаешься на своей понятной и комфортной площадке в том инфополе, которое создал ранее, или которое тебе предлагают рекомендательные алгоритмы соцсети. Контента там предостаточно.
Ищут музыку, а смотрят СТС
Среди жанров поиска на YouTube лидирует «музыка» — её ищут в 25% случаев. Это может быть связано с тем, что для прослушивания музыки, в особенности зарубежных исполнителей, чье творчество стало труднодоступным в легальном поле, YouTube требует поиска через строку, рассказывает Алина Фомина. Также это легальный способ слушать музыку бесплатно, еще и с визуальным сопровождением, дополняют в feedstars.
Евгений Финагеев, руководитель SMM и YouTube направления коммуникационного агентства Didenok team:
Каталог на YouTube намного шире. Новая музыка доступна благодаря фанатам, которые перезаливают ее в формате лирик- или муд-видео. Также почти у всех россиян сейчас установлен VPN. Благодаря ему YouTube считывает, что пользователь не находится в России, а значит, ему доступны новинки мировых артистов.
Еще один важный фактор — площадка не требует оплаты и не добавляет рекламу в ролики.
В топе развлекательных каналов на YouTube разместились А4, «Маша и Медведь», СТС, «Уральские пельмени», Comedy Club, MrBeast, «Дима Масленников» и Kuplinov Play. Телеканалы и их контент занимают второе-третье места у аудитории всех возрастов, а у возрастной группы 44−54 — все позиции топ-5.
Популярность контента СТС и ТНТ связана с широкой распространенностью их видео в формате Shorts, сообщает Алина Фомина. Каналы подхватили тренд на короткие вертикальные видео и теперь регулярно делают нарезки своих шоу, дополняют в feedstars. Это помогает привлекать аудиторию к новым выпускам и играть на ностальгии по некогда любимым юмористическим проектам.
Евгений Финагеев, руководитель SMM и YouTube направления коммуникационного агентства Didenok team:
Стратегия этих каналов, вероятно, направлена на размещение в YouTube, они не дублируют старый контент в «VK Видео» или на Rutube. Если бы бэк-каталог видео был загружен на другие площадки, вероятно, их бы смотрели и там. Возможно, каналы выбрали эту платформу в связи с популярностью самого YouTube, а также возможностью привлекать аудиторию из СНГ.
Пресс-служба feedstars:
Также в YouTube есть нехватка юмористического контента. Платформа заполнена подкастами, обзорами и другим видом проектов, которые требуют эмоционального и интеллектуального вовлечения. Людям просто необходима возможность дать мозгу отдохнуть и получить свою порцию позитива в столь быстроменяющемся мире.
Не ТВ единым. Новости и в Telegram — новости
74% среднесуточных пользователей Telegram читают какие-либо каналы. В среднем, на чтение каналов у пользователей старше 12 лет уходит 24% всего времени на площадке. Этот показатель растёт с возрастом и достигает 45% в группе 55+ лет, следует из данных Mediascope. Люди старшего поколения чаще интересуются новостями, политикой и экспертными мнениями, поэтому и тратят время на чтение соответствующей информации, считает Айта Лузгина, директор по маркетингу Twiga Россия.
Айта Лузгина, директор по маркетингу Twiga Россия:
Такое распределение пользовательской активности показывает, что Telegram становится всё более важным источником новостей, заменяя привычные форматы СМИ. В пользу выбора Telegram говорят такие факторы, как трансляция информации практически в режиме реального времени, разнообразие точек зрения и отсутствие цензуры. В целом, мы видим, что мессенджер идет по пути WeChat c веб-аппами и каналами, поэтому стоит делать упор на свою площадку.
Также люди 55+ живут в более размеренном ритме, чем зумеры, поэтому и потребляют контент вдумчивее, дополняют в feedstars. Исходя из этого, их экранное время на площадке увеличивается. Также аудитория 55+ склонна выбирать одну соцсеть для ежедневного пользования, в то время как юное поколение старается успеть везде и сразу.
Марина Зрилова, коммерческий директор Nectarin :
Люди старшего поколения часто ищут информацию о здоровье, финансах, политике и других важных темах. Telegram-каналы представляют собой богатый источник различных статей, новостей и аналитики. Также Telegram прост в использовании, имеет интуитивно понятный интерфейс и доступен на различных устройствах. Плюс ко всему Telegram-каналы часто предлагают бесплатный доступ к интересному контенту, что важно для людей старшего поколения, которые могут быть более чувствительны к финансовым расходам.
В завершение скажем, что 4,5 часа экранного времени — это половина бодрствования, что остается человеку за пределами его работы. Если, конечно, сотрудник не тратит их на рабочем месте. Короткие видео — источник быстрого дофамина, пристрастие к которому — один из основных драйверов развития социальных сетей. Черное зеркало остается черным все меньше. Попробуйте обойтись без гаджетов и откройте для себя абстинентный синдром нового времени. Жизнь без смартфона стала аскезой, на которую раньше были способны только титаны духа. Найти таких сегодня — та еще задачка.